Light-electric.com

IT Журнал
27 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Духовная и социальная структура цивилизаций

Типология и структура цивилизации

Главная > Документ

ТЕМА: ТИПОЛОГИЯ И СТРУКТУРА ЦИВИЛИЗАЦИИ

Понятие и виды цивилизации

3.Этапы развития цивилизации.

1.. Понятие и виды цивилизаций

Цивилизация — методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В основу типологизации положены четыре основных критерия:

1) общие фундаментальные черты духовной жизни;

2) общность и взаимозависимость историке-политической судьбы и экономического развития;

3) взаимопереплетение культур;

4) наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации:

1) природные сообщества (непрогрессивные формы существования);

2) восточный тип цивилизации;

3) западный тип цивилизации;

4) современный тип цивилизации.

Цивилизация — это высшая ступень организации и развития человеческого общества, высшая и в логическом, и в историческом плане. Общество как совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих личностей состоит из ряда иерархических ступеней.

Первичной ячейкой организации общества, клеточкой, кирпичиком, из которых строится вся его структура, является семья. Именно здесь осуществляется воспроизводство главного атома всего общественного мироздания — человека, формируется его биосоциальный генотип, потребляется большая часть созданного конечного продукта.

Распад семьи, уменьшение ее роли в обществе является важнейшим

признаком кризиса, поразившего общество, всю цивилизацию.

Второй уровень представляют объединения людей. Они могут

создаваться либо для совместного проживания (деревни, города),

либо для совместной производственной деятельности (предприятия, учреждения) или же совместной общественно-политической

деятельности (профсоюзы, политические партии и т.п.).

Третий уровень составляют этносы, нации. Хотя по характеруют эти формы взаимодействия людей, проживающих на более или менее обширной территории, различны, но они имеют схожие структурирующие признаки — общность языка, уклада жизни, традиций, исторического опыта, верований.

Четвертый уровеньгосударства, объединяющие несколько этносов или наций и имеющие характерные, общепризнанные институты — границы, государственную власть, гражданство, экономическое и культурное пространство, свою историю.

Наконец, пятым, высшим элементом в структуре общества является цивилизация, объединяющая все человечество, находящееся на определенной ступени развития, или его крупную составную часть.

Цивилизации могут совпадать с границами государства, но происходит это не всегда. Главное в цивилизации — определенная система ценностей, выработанная и подкрепленная историческим опытом, общими или близкими условиями существования и развития. Цивилизации, в свою очередь, мы рассматриваем в трехмерном Пространственно-временном разрезе:

глобальная цивилизация — часть (или все) человечество, достигшая уровня цивилизационного развития и проходящая определенные ступени, фазы жизненного цикла;

локальные цивилизации как важнейшие составные части

глобального сообщества, различающиеся по системе цивилизационных ценностей, условиям обитания и деятельности, историческому опыту. Они также проходят через определенные этапы исторического пути — смену поколений локальных цивилизаций и фаз жизненного цикла каждой цивилизации и каждого их поколения;

мировые цивилизации как крупные этапы развития глобальной цивилизации и циклы поколений локальных цивилизаций, эпохи в развитии человечества как единой мегасистемы.

Каждый из перечисленных видов цивилизаций выполняет свою

функцию в процессе формирования и динамики цивилизаций. В начальной стадии (после неолитической революции) возникает узкое

поле глобальной цивилизации. Оно постепенно расширяется, происходит его дифференциация на локальные цивилизации. С течением

времени их число возрастает, а состав в общем историческом потоке

динамики глобальной цивилизации меняется. Система цивилизаций

непрерывно эволюционизирует, периодически происходят качественные скачки в ее развитии, находящие выражение в смене мировых цивилизаций и поколений локальных цивилизаций.

2. Структура цивилизаций

Цивилизация — сложный, многослойный социальный организм высшего порядка. Его структуру можно представить в виде «пирамиды» цивилизаций, состоящей из нескольких «этажей» и множества «квартир»). ➦этика — система правил поведения человека в обществе,

нравственных оценок поступков, соблюдения норм общежития;

религия — миропредставление человека и общества, системы целей и мотиваций деятельности людей, исходя из их этических норм и взаимоотношений с другими конфессиями.

Все эти элементы тесно связаны, переплетены, различаются от

цивилизации к цивилизации, меняются от эпохи к эпохе.

Ниже «этажом» находится социальнополитический строй,

характеризующий формы и способы объединения и дифференциации людей по большим социальным группам (социальная

стратификация), этнической и национальной принадлежности,

формам политической деятельности, государственно-правовому

устройству. Этот строй регулярно изменяется в результате войн

Вершину этой пирамиды занимает духовная сфера, формирующая и передающая от поколения к поколению систему ценностей — главное, что отличает одну цивилизацию от другой.

В духовную сферу (или сферу духовного воспроизводства)

включаются следующие элементы:

наука — уровень познания закономерностей природы и общества и умения их использовать для развития технологического,

экономического и экологического способов производства, в социально-политическом устройстве общества;

культура — эстетическое восприятие природы и общества,

их гармония в динамике, чувство прекрасного;

образование — способы передачи накопленных знаний

и опыта, научного и культурного наследия, позволяющие подрастающему поколению воспринять социальный генотип, адаптироваться к окружающему миру и переменам в нем;_

Третьим сверху «этажом» расположен экономический способ

производства. Его основные институты таковы:

➦формы собственности, присвоения средств производства

и произведенных продуктов;

➦способы распределения произведенного продукта (включая

прибавочный) между различными социальными группами;

➦формы обмена, развитие рынка со всеми его категориями

(деньги, цена, кредит и т.п.);

➦динамика структуры экономики по функциональному на_

значению производимой продукции (воспроизведенная структура) и по другим критериям;

➦формы и методы управления экономической деятельностью.

Состав и характер этого «этажа» во многом определяются

следующим за ним технологическим способом производства.

Последний включает следующие элементы:

средства труда, система орудий труда (машин), зданий, сооружений, транспортных путей и т.п.;

источники энергии — как в производственной деятельности,

предметы труда — природные и прошедшие переработку;

технологии, способы соединения рабочей силы со средства_

ми и предметами труда с помощью энергетических источников;

➦общественное, отраслевое и профессиональное разделение

труда в процессе производственной деятельности;

➦формы организации производства, его специализации, концентрации, кооперации, диверсификации.

От взаимодействия всех этих элементов зависит уровень эффективности производства, степень удовлетворения потребностей людей.

Фундаментом «пирамиды» цивилизации является народонаселение — его численность, темпы динамики (рождаемость, смертность, естественный прирост), состав семей, половозрастная структура, миграция, объем потребностей и степень их удовлетворения

(уровень и качество жизни). На нижнем «этаже» проявляются конечные результаты функционирования и динамики цивилизаций.

Однако под этим «этажом» находится еще один, определяющий внешние условия функционирования цивилизаций, — природа и экология: масштабы территории цивилизации, климатические условия, плотность населения (демографическая нагрузка на природную среду), обеспеченность разнообразными видами природных ресурсов, уровень загрязнения окружающей среды и вмешательства в биосферные процессы. Именно здесь распложена зона взаимодействия природы и цивилизации, зона их коэволюции.

Как видно, каждый из «этажей» цивилизации выполняет свои функции и имеет свою структуру. Но они постоянно взаимодействуют и согласованно, сбалансировано трансформируются, выражая тем самым сущность закона пропорциональности в структуре и динамике цивилизации, строгой гармонии в их развитии. Нарушения данного закона, особенно в переходные эпохи, снижают эффективность цивилизационной системы. Цивилизация — подвижная категория, постоянно трансформирующаяся.

3.Этапы развития цивилизации.

3. Развертывание ее во времени можно проследить в трех аспектах.

Каждая цивилизация имеет свой жизненный цикл. Он состоит

из нескольких стадий:

зарождения (в недрах предшествующего общества);

➦становления в эпицентре, распространения (в пространстве) и совершенствования по структуре;

зрелости, полной реализации присущего ей потенциала;

кризиса, упадка (уступая место следующей цивилизации);

➦пребывания в остаточном, реликтовом состоянии на следующем этапе развития общества, в новой цивилизационной системе.

Читать еще:  Субъекты и объекты социального обеспечения

Жизненные циклы свойственны и локальным, и мировым,

и глобальной цивилизациям. Не все локальные цивилизации проходят все стадии жизненного цикла, в полном масштабе разворачиваясь во времени. Цикл некоторых из них прерывается в силу природных катастроф (так произошло, например, с минойской цивилизацией и легендарной Атлантидой) либо столкновений с другими культурами (доколумбовы цивилизации Центральной и Южной Америки, скифская протоцивилизация).

Динамика во времени находит выражение в периодической

смене поколений локальных цивилизаций, меняющихся по своему характеру и составу. Первое поколение появилось на планете

в конце IV — начале III тыс. до н.э., когда завершалось формирование «пирамиды» цивилизации — был построен социально-политический «этаж» (появились классы, государство, право) и радикально изменился экономический «этаж» (возникла частная собственность и в развернутом виде — рынок со свойственными ему институтами). Локальные цивилизации сменяли друг друга, и на рубеже XXI века пришло время формирования очередного, пятого по счету, их поколения.

Глобальная цивилизация разворачивается во времени через смену мировых цивилизаций. Их отсчет ведется со времени неолитической революции, становления производящего хозяйства и постепенного усложнения структуры общества. Первые четыре тысячелетия этого периода мы называем неолитической мировой цивилизацией, хотя это скорее протоцивилизация в зарождающемся, неполном составе «пирамиды». Лишь на следующем этапе, со становлением 1_го поколения локальных цивилизаций и «укомплектованием» всех ее «этажей» и «квартир», можно говорить о существовании мировых и глобальной цивилизаций в полном объеме. Друг друга сменяли, по нашей классификации, раннеклассовая, античная, средневековая, раннеиндустриальная и индустриальная мировые цивилизации. В конце ХХ века пришло время формирования постиндустриальной цивилизации, и этот ритм продолжится в будущем.

Следует отметить еще одно изменение глобальной цивилизации во времени — смену исторических суперциклов, объединяющих триаду родственных мировых цивилизаций и одно_два поколения локальных цивилизаций. Суперциклы — самый большой из элементов временной динамики цивилизаций. Первый исторический суперцикл (конец IV тыс. до н.э. — середина I тыс. н.э.) объединил неолитическую, раннеклассовую и античную мировые цивилизации и соответственно 1_е и 2_е поколения локальных.

Второй исторический суперцикл (его хронологические рамки —

VI–XX вв.) включил в себя средневековую, раннеиндустриальную и индустриальную мировые цивилизации, 3_е и 4_е поколения локальных. Третий суперцикл начинается в XXI веке, пока известны лишь его первые ступени — постиндустриальная мировая цивилизация и 5_е поколение локальных цивилизаций.

Исследование истории цивилизаций заставило нас сделать вывод о закономерности сжатия исторического времени. Каждый

очередной шаг в истории цивилизаций (мировых, поколений локальных) характеризуется более коротким жизненным циклом, ускорением темпа исторического прогресса, учащением пульса цикличной динамики общества. Если временное пространство первых мировых цивилизаций и поколения локальных составляло несколько тысячелетий, то последних — всего несколько столетий. Такая тенденция, надо полагать, сохранится и в будущем.

Духовная и социальная структура цивилизаций

Понятие социальной структуры цивилизаций указывает на наличие в том или ином обществе групп, слоев, классов, по которым осуществляется деление населения, что и позволяет в той или иной мере обнаружить или проектировать социальные процессы.

Группы, как один из основных элементов социальной структуры общества, выделяются по одним или нескольким линейным признакам, характеризующим ту или иную часть населения. Например, группы выделяются по возрастному, половому, профессиональному и так далее признакам. Выделение групп может иметь социально практический смысл для решения задач уравновешивания ситуации в разных регионах на разных территориях, где произошел перекос и население представлено лишь одним типом группового состава.

Слои в социальной структуре общества выделяются по нескольким связанным между собой устойчивым признакам. Например, слой предпринимателей.

Классы это основные элементы социальной структуры общества, для которых характерны пять основных признаков (по В.И.Ленину). Классы это большие группы людей которые различаются между собой по:

месту в системе общественного производства;

отношению к средствам производства;

— роли в общественной организации труда;

размерам и способам получаемой доли национального богатства;

одна из групп может присваивать себе труд другой благодаря различию места в укладе общественного хозяйства.

Выделяются основные и не основные классы, а также выделяются классовые прослойки. Один и тот же класс в разных формациях может иметь разный статус. Например, в условиях феодализма крестьянство является основным классом, так как основным является патриархальное хозяйство и сельскохозяйственный труд. В условиях же капитализма, когда основным является крупное машинное производство, основным является класс наемных работников.

Выделение классов в жизни человеческого общества исторически связано с утверждением разделения труда. Разделение труда и появление классов приводит к появлению государства, как выразителя интересов господствующего класса. В социальной структуре общества классовая структура занимает центральное место. Именно она может определить расстановку сил и интересов в данном обществе, и позволяет выявить ведущие противоречие в нем.

Развитие мировоззрения нового типа сделало возможным формирование принципиально иных, потенциально всеобъемлющих общностей с особыми критериями членства и авторитета. Членство в этих общностях в большой степени определялось идеологическими принципами и становилось сферой идейной борьбы.

Важной стороной идеологической борьбы стало утверждение исключительности и закрытого характера новообразующихся коллективов, утверждение различий между внутренним и внешним социокультурным пространством. Структура различных духовных, культурных, политических и этнических компонентов новой общности приобретала иерархический характер. Естественно, что процесс формирования таких порядков обычно сопровождался острыми идеологическими и политическими конфликтами.

Структура «большой» и «малой» традиций. В ходе формирования структур цивилизаций возникали один или несколько центров, представляющих собой влиятельные и самостоятельные средоточия духовной деятельности нового типа. Центры воспринимались как харизматическое воплощение того опыта разрешения духовной напряженности, через который определялись основные социальные и культурные принципы цивилизации. Эти функции центра естественно порождали соответствующие институты, с которыми связывалась способность поддерживать наибольшую степень близости к опыту разрешения трансцендентной напряженности. Именно центры, в наибольшей степени выражавшие этот опыт, становились автономными от периферии и отличающимися от нее. Этот процесс сопровождался сильным символическим подчеркиванием отличия центра от периферии, что дополнялось тенденцией со стороны центра воздействовать на периферию и подчинять ее функционирование новым принципам.

Перестройка системы политических отношений. Наряду с описанными процессами во всех цивилизациях происходят далеко идущие перемены в представлениях об отношениях между политической сферой и трансцендентным порядком. Политика как сфера, регулирующая мирские порядки, уступает место трансцендентному началу и поэтому подлежит ограничению. В значительной мере преобразовалось и представление о природе правителя. Прежний обожествленный монарх, считавшийся воплощением как космического, так и земного порядка, был замещен мирским правителем, который должен нести ответственность перед неким высшим началом. Это и порождает представление о подотчетности как правителей, так и общества высшему авторитету: Богу, Божественному Закону и т.п. Отныне правитель мог быть призван к ответу.

Перестройка политической сферы повлекла за собой огромные изменения в объеме и степени интенсивности социальных и политических конфликтов и борьбы. Задачи этой борьбы стали более идеологизированными, широкомасштабными, принимая иногда вселенский характер. Организация самой борьбы приобрела более самостоятельные формы, порождая новые возможности и пути изменения общественного строя.

Развитие таких представлений привело к формированию автономной сферы юриспруденции и понятия о человеческих правах. Все это далеко расходилось с теми предписаниями, которые утверждались в обычаях или нормах обычного права. При всех различиях систем законности и права в разных обществах все они так или иначе строились на принципах специализации и автономности.

Новый уровень социальных конфликтов. Перестройка политической сферы в цивилизациях повлекла за собой огромные изменения в характере, размахе и степени интенсивности социальных и политических конфликтов. Поскольку политическая сфера стала восприниматься как нечто существенное в делах «спасения», политические конфликты приобрели идеологизированный характер, что придавало им широкий, иногда даже вселенский размах.

Читать еще:  Юридические факты правоотношений по социальному обеспечению

Организация этой борьбы приобрела более самостоятельный характер, порождая новые возможности и пути изменения общественного строя, его постоянной перестройки.

Формирование новых структур, отвечающих изменившимся представлениям в культурном и социальном устроении общества, как правило, не носило простого, мирного характера. Напротив, оно обычно сопровождалось постоянным соперничеством и борьбой между различными группами, каждой из которых было присуще свое видение общественного строя.

Утверждение социальных институтов, закрепляющих те или иные идейные принципы, обычно сопровождалось возникновением гетерогенных ориентаций и даже оппозиционных течений. Именно это разнообразие порождало в общественном сознании представление о наличии альтернативных способов преодоления описанной нами исходной напряженности, а значит, и различных путей спасения и установления общественного и культурного порядка, в том числе и утопических построений. Развитие и утверждение новых взглядов на мир стало возможным только с появлением нового элемента в структуре социальных отношений. Возник новый тип духовной элиты, которая и выступила как носитель моделей культурного и социального устроения общества в соответствии с некоторым трансцендентным видением мира. Это были древнеиудейские пророки и священники, греческие философы и софисты, конфуцианские книжники, индусские брахманы, буддийские монахи и исламские улемы. Эта элита заменила прежних «специалистов» по ритуальным, магическим и сакральным действиям, принятым в «доосевых» культурах.

Новая духовная элита вступала в серьезное соперничество с другими общественными группами за роль в создании нового общественного и культурного порядка. Оно касалось и области материального производства, и контроля над идейно-символической сферой, и контроля над каналами социальной коммуникации. Неполитическая элита была склонна считать себя равной власть имущим, а нередко претендовала на высшее место в социальной иерархии. Эта элита рассматривала политическую власть как подотчетную, в свою очередь политические и другие элиты также могли претендовать на самостоятельность в определении общественного порядка.

Таким образом, в общей структуре «осевых» цивилизаций следует выделять различные элиты, связанные с доступом и распределением разного типа ресурсов общества. Среди этих элит в качестве основных были выделены следующие: 1) политическая, имеющая непосредственное отношение к регуляции власти, 2) культурная элита, формулирующая модели культурного устроения и обеспечивающая конструирование признанных смыслов деятельности, 3) элита (моральная и правовая), формулирующая принципы солидарности и способствующая созданию общественного доверия.[4]

ЕГЭ. Общество. Тема № 11. Цивилизация и её типы

Цивилизация – это слово иностранного происхождения, пришло в русский язык из греческого языка и обозначает « гражданский».

Один из путей изучения истории – цивилизационный. Так что же такое цивилизация и каковы её типы?

Цивилизация

Цивилизация – это общество на определённом этапе исторического развития, характеризующееся свойственными ему особенностями развития культуры, причём культуры в широком смысле, то есть того, что создало человечество и что значимое для него, вся материальная и духовная культура.

Существует несколько классификаций цивилизаций.

Первая классификация цивилизаций

  • Локальные цивилизации-общности людей, которые занимают определённую территорию и отличаются уникальными, только им свойственными особенностями социально-экономического и культурного развития. Складывается такая цивилизация на основе одного или нескольких этносов, имеет одну религию. Так в период Древнего мира уникальной были цивилизации Рима. Египта, индии и других государств.
  • Линейно – стадиальные цивилизации,их ещё называют мировыми, это этап в развитии общества, имеющий универсальные, то ест общие черты развития, свойственные всему человечеству в этот период, все локальным цивилизациям:

это примерно одинаковый уровень экономического, военного развития, политического устройства,

примерно один и тот же уровень знаний об окружающем мире.

одинакова роль религии, хотя их в мировой цивилизации много

включает в себя представителей многих рас, этносов.

Так, в период Древнего мир как бы ни отличались Рим и Египет, но они стояли примерно на одном уровне развития(например, войны велись на колесницах и пешими лучниками, не было же тогда в какой-то стране танков).

Линейно-стадиальные цивилизации:

Вторая классификация цивилизаций

  • Западная цивилизация
  • Восточная цивилизация

Сравнение западной и восточной цивилизации

Развитые горизонтальные связи в обществе, прогрессивный тип развития.

Восточная деспотия, неограниченная власть, обожествление монарха.

Цивилизационный подход к изучению истории разрабатывали:

  • Н.Я. Данилевский – теория культурно-исторических типов;
  • О.Шпенглер – теория культур;
  • А.Тойнби – теория локальных цивилизаций;
  • П.Сорокин – теория социокультурных систем.

Цивилизация –от латинского «гражданский». В широком смысле – уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством и дикостью. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для неё образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

Употребление термина «цивилизация»:

  • Как синоним культуры (А.Тойнби)
  • Как определенная стадия в развитии локальных культур (О.Шпенглер)
  • Как ступень исторического развития (Л.Морган, Ф.Энгельс, О.Тоффлер)
  • Как уровень (степень развития того или иного региона, либо этноса
  • В современной теории цивилизаций распространены концепции локальных цивилизаций и линейно – стадиальные концепции.

Локальные цивилизации –большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития.

Они могут совпадать с границами государств (китайская), могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация)

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Типы цивилизаций.

Типология цивилизаций – это разделённый на определенные типы ряд культурно-исторических этапов, имеющих общие черты, элементы и закономерности развития. В глобальном, неисторическом рассмотрении ученые выделяют два типа цивилизации – Восток и Запад.

Восточная цивилизация – консервативна по своей сути и за многие века практически не претерпела изменений. Даосизм, буддизм и конфуцианство наложили свой отпечаток на ее развитие. Человек почти неотделим от природы, и уж тем более его нельзя назвать ее царем. В некоторых странах до сих пор особую роль играет государство и верховный правитель, а также существует множество табу и запретов.

Западная цивилизация – наоборот, прогрессивна и постоянно меняется. Здесь человек превыше всего, «царь природы», который ради прогресса может и уничтожить природу. Здесь развита демократия, правовые государства, общества по правам человека, массовая культура. Здесь виден отпечаток капитализма с примесью христианства.

С точки зрения исторического развития существует намного больше типов цивилизаций. На самом деле точно даже не известно их количество. К примеру, до сих пор толком ни доказано, ни опровергнуто существование цивилизации Атлантиды. Итак, рассмотрим основные.

1. Первичный тип цивилизаций – это, грубо говоря, первый шаг от обезьяны к человеку. Ключевые моменты – изобретение орудий труда и переход от охоты к животноводству и земледелию. Не менее важно появление первых религий, типа анимизма или фетишизма, и мифов, появление которых уже можно назвать первым явлением культуры.

2. Ранние цивилизации – окончательный переход от первобытнообщинного строя к цивилизации. Включает египетскую, вавилонскую, индийскую и китайскую, а также цивилизации шумеров, майя, ацтеков и инков. Здесь уже появляется такая социальная организация, как государство, а также города. Развивается религия, письменность, первые знания о природе и человеке.

3. Античные цивилизации – в основном Древняя Греция и Древний Рим. Основные черты – высокоразвитая культура и искусство (Овидий, Гораций, Гомер, Эврипид), появление множества наук и учений (Платон, Архимед, Тит Ливий, Софокл). Появляются новые формы государства – Греция со своими независимыми городами-полисами, Римская республика, затем Римская империя.

Читать еще:  Социальное обслуживание инвалидов

4. Цивилизация Средневековья. Ключевые моменты – на смену язычеству пришло христианство, феодальное общество с разделением на сословия, религия оказывает большую роль на культуру и искусство и, при этом, подавляет развитие научной и исследовательской деятельности.

5. Цивилизация Возрождения (или Ренессанса). Характеризуется расцветом гуманизма вообще и гуманитарных наук в частности. Человек наконец-то выходит из тени церкви. Античная культура снова становится в почете, и на нее равняются многие деятели искусства, особенно скульпторы и архитекторы. Даже дети знают лицо Возрождения – знаменитую четверку – Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэля Санти и Донателло. Снова стал развиваться театр, практически забытый, со времен античности (Мольер, Шекспир).

6. Реформация. Движение Реформации — промежуточный этап между цивилизациями Возрождения и Просвещения. Основоположник – Мартин Лютер, давший мощный толчок к переосмыслению христианства. В противовес католикам появляются протестанты. Их взгляд на религию и права человека стал по сути первым шагом к институтам гражданского общества, к созданию правового государства. Попросту говоря, ведьм уже не сжигают.

7. Цивилизация Просвещения. Развивается процесс отделения государства от церкви. Этот период считается золотым веком театра. Мощное развитие получает и музыкальное искусство (Моцарт, Бах), а также философия (Локк, Руссо, Вольтер, Дидро, Бэкон, Декарт). Возрастает интерес к личности человека и получает развитие социология.

8. Индустриальная цивилизация. Отделение церкви от государства завершено. Это эпоха промышленного прорыва. Пик всех изобретений и научных открытий приходится именно на этот период. Наука в почете везде и во всех отраслях. В политике утверждается демократия, а в экономике – капитализм. В ХIХ—ХХ веках индустриальная цивилизация расширяется с Европы на весь мир. Благодаря развитию транспорта (поезда, самолеты, пароходы) мир становится теснее – капиталистические отношения и массовая культура проникают всюду, различные устои и культуры смешиваются. Отсюда и возникают конфликты, очень часто перерастающие в войны. Именно в эту эпоху происходят обе мировые войны.

9. Постиндустриальная цивилизация. Постиндустриальная или информационная цивилизация возникает во второй половине ХХ века, в эпоху развития информационных технологий и набирает оборотов с появлением интернета, который проникает в культурную, экономическую и прочие сферы общественной жизни. Индустриализация уходит на второй план, на первый выдвигается информация. Возникает понятие инфосферы. Люди все чаще общаются, не видя друг друга вживую, что очень часто приводит к социальной самоизоляции. Развитие этой цивилизации мы наблюдаем воочию, и ,конечно, невозможно с уверенностью предсказать все этапы ее развития.

Естественно такое деление на типы условно, хотя и общепринято. При желании можно углубиться и выделить новые типы, либо наоборот, — обобщить и свести их количество к трем-четырем.

Тема 1.3 Культура и цивилизация

Тема 1.3 Культура и цивилизация

Норматив по теме

  1. Культура и цивилизация.
  2. Типы цивилизаций.
  3. Современные цивилизации.
  4. Перспективы постиндустриального общества.

Термины: цивилизация, интровертность, техногенная, глобализация

Культура и цивилизация

Понятие «цивилизация» одно из самых сложных в современной науке: предложено множество его определений.

Сам термин происходит от латинского слова «гражданский» .

В широком смысле под циви­лизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью.

Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности.

В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.

Известный рос­сийский историк М. А. Барг так определил цивили­зацию: «…Это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политиче­ские и духовно-этические проблемы».

Различные ци­вилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются не на схожей производ­ственной технике и технологии (как общества одной формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация ха­рактеризуется не столько производственным бази­сом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимо­связи с окружающим миром.

Освальд Шпенглер (1880-1936), немецкий историк, философ

Культура — э то качественное своеобразие, особенность каждого народа, а цивилизация — это унифицирование, приведение к единым стандартам посредством распространения продуктов НТП.

Шпенглер О. считал, что если пришла цивилизация, то культура умирает.

Типы цивилизаций

В современной теории цивилизаций распростране­ны как

линейно-стадиальные концепции (в них под цивилизацией понимается определенная ступень ми­рового развития, противопоставляемая «нецивилизо­ванным» обществам), так и концепции локальных цивилизаций .

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:

1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.

2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.

3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека ,предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.

4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни — интровертность .

5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма .

6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом .

7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

Макс Вебер (1864-1920),немецкий социолог

Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая

характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:
1) динамизм , ориентация на новизну;
2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;
3) индивидуализм , установка на автономию личности;
4) рациональность ;
5) идеалы свободы, равенства, терпимости;
6) уважение к частной собственности ;
7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

Современные цивилизации

Техногенная цивилизация — исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до конца XX столетия.

Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.

Характерные черты:

1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний;

2) как результатом слияния науки и производства произошла и научно-техническая революция, существенным образом изменившие взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства;

3) ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества— индустриальное общество и постиндустриальное общество.

Глобальная цивилизация — современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector