Light-electric.com

IT Журнал
24 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Модели социального времени

Модели социальных изменений

Социолог, наблюдая за интересующими его характеристиками конкретного социального процесса (его формами, типами), может наглядно представить себе течение процесса в виде графика. Обычно в таких случаях используются двумерные графики, причем по оси абсцисс принято откладывать время, а по оси ординат значения переменной, характеристики, показателя, индикатора или фактора, описывающего поведение данной системы. На рис. 5.1 приведен пример линейной зависимости показателя S от времени t.

График, приведенный на рис. 5.1, демонстрирует траекторию L1 линейного, равномерного роста значения показателя S при увеличении времени t. Траектория прямой L2 отражает процесс равномерного уменьшения, снижения показателя S. Для простоты на последующих рисунках будем изображать только процессы роста, подразумевая, что траектории упадка могут быть легко построены по аналогии[5].

Понятно, что линейный рост или снижение значения какого-либо показателя не может длиться бесконечно. (Например, для многих индикаторов отрицательные значения не имеют смысла.) Отсюда следует, что за пределами рассматриваемого временного интервала ход процесса должен замедлиться или ускориться и траектория должна перестать быть линейной и приобрести более сложный, нелинейный характер. В линейных моделях скорость (темп изменений) остается постоянной величиной, тогда как скорость течения нелинейных процессов меняется[6].

Глубокий анализ социокультурных процессов предполагает изучение не только изменений абсолютных значений данного показателя, но и слежение за скоростью изменения. (Необходимо исследование не только функции S(t), но и ее производной.).

Мы неявно считали, что показатель S является количественной переменной, что совсем не обязательно. Многие переменные, характеризующие течение социальных процессов, являются качественными, но их траектории также могут быть изображены графически. Более того, многие количественные переменные имеют качественную составляющую. Даже данные официальной статистики могут содержать информацию, полученную на основе экспертных оценок.

Типичный график, отражающий чередование разных этапов, стадий, фаз развития социальной системы приведен на рис. 5.2.

Процессы роста в социокультурных системах не обязаныподчиняться только линейной зависимости. Траектория роста может описываться экспоненциальной кривой типа е (рис. 5.3), квадратичной кривой (рис. 5.4). Значительно более медленный рост показателя S часто отражает логарифмическая траектория (рис. 5.5). Конечно, значение показателя не всегда монотонно возрастает. В ходе процесса возможен и кратковременный спад. На рис. 5.6 изображена кубическая модель подобной траектории (S(t) = а/ + а/+ + а,* + U4).

Большинство реальных процессов не может расти до бесконечности. Ограниченность имеющихся ресурсов тормозит рост и не позволяет превзойти некоторые предельные значения. Наличие пределов роста или точек насыщения обычно описывается моделями двух типов:

а) насыщение без точек перегиба (рис. 5.7).

Такие траектории может иметь функция типа S = А – е

1 или S = aq – 1 / t (гипербола);

б) насыщение с дочкой перегиба (рис. 5.8). Кривая такого типа называется логистической или S-образной. Подобную траекторию имеет функция типа S = Д, / (1+е). Как будет видно из дальнейшего изложения, ход многих социокультурных процессов хорошо описывается именно логистической кривой. Такие процессы сначала растут очень медленно. Затем рост ускоряется, например под действием контура положительной обратной связи. Но после прохождения точки перегиба темп роста начинает замедляться. Под действием контура отрицательной обратной связи процесс сначала замедляется, а затем стабилизируется, не переходя предельно возможное значение А.

Как уже говорилось, наиболее популярной формой социокультурных процессов являемся прямая линия, отражающая линейные представления о ходе социального времени. Однако мыслителей всех времен привлекали также циклическая модель социального времени, предполагающая периодическое повторение определенных фаз развития, рекуррентное возвращение к исходному возвращению к исходному состоянию. Простейшая траектория циклического типа в виде синусоидальной кривой с горизонтальным трендом приведена на рис. 5.9, а с линейно возрастающим трендом – на рис. 5.10. Циклическая траектория количественной переменной не обязательно точно соответствует графику математической синусоиды – период и амплитуда колебаний могут со временем меняться[7].

Естественно, говорить о точном следовании синусоиде в случае качественной переменной просто неуместно. Именно качественные переменные, как правило, имеют в виду, рассматривая развитие процесса по спирали. Известно, что образ спирали обладает большой генеративной силой, весьма способствует инсайту, благодаря чему довольно часто фигурирует в трудах обществоведов в качестве одной из базовых метафор социальных изменений. Как геометрический объект спираль изображается в трехмерном пространстве, одной координатой которого является время t, а две другие координаты соответствуют двум показателям S1 и S2, характеризующим эволюцию наблюдаемой системы V. Причем следует обязательно учитывать то, что спираль отражает динамику взаимодействия именно двух взаимосвязанных факторов[8].

Пример спирали M, приведенной на рис. 5. 11, показывает, что в простейшем случае спираль можно представить в виде линии, наматываемой на цилиндр (изображен штриховой линией). Ясно, что цилиндр не обязательно расположен горизонтально, он может быть и наклонен.

Чтобы более наглядно представить ход изменения значений факторов S1 и S2, спроектируем спираль сначала на плоскость (S1; t), a затем на плоскость (S2; t). Получим две траектории синусоидального типа F1 и F2. Если мы попробуем изобразить их на одном графике с общей осью времени, то сразу заметим, что фазы колебаний факторов S1 и S2 не совпадают (рис. 5.12). Чтобы наглядно представить себе взаимосвязь факторов S1 и S2, спроектируем спираль на плоскость (S1; S2). Очевидно, что в этом случае получим круг, изображенный на рис. 5.13.

На рисунке движение по спирали становится движением по кругу по часовой стрелке (в данном случае время t можно рассматривать как параметр*). Чередование фаз изменения факторов S1 и S2 при движении по секторам AB; ВС; CD; DA круга представлено в табл. 5.2.

* Простейшая винтовая линия в пространстве может быть представлена в параметрическом виде: х = acost; у = asint; г = ct.

Таблица 5.2. Чередование фаз

Как видим, в рассматриваемом случае чередование фаз развития системы в целом и отдельных ее показателей не является синхронным.

Еще сложнее анализировать динамику социокультурных процессов, имеющих хаотический характер. Пример такого процесса приведен на рис. 5.14. Динамика хаотических процессов чрезвычайно запутана и трудно прогнозируема. Медленный равномерный рост сменяют «большие скачки», амплитуда и период колебаний меняются самым причудливым образом. Для подобных процессов удается выявить только самые общие тенденции, как это и принято в глобальных теориях социальной эволюции[9].

Основные тенденции современного мирового развития.Человечество во все времена волновал вопрос о таинственном и неизведанном течении времени, о ходе эволюции человечества, мира, Вселенной. Государство, страна, цивилизация – все они подчиняются теориям, концепциям, которые определяют тип, периодизацию, и которые вполне отчетливо предсказывают финал-угасание или новый виток в развитии общества.

В настоящее время выделяют концепции социальных революций и реформ, а также социального прогресса.

При рассмотрении вопроса о социальных революциях и реформах необходимо принять за аксиому то, что истина всегда конкретна. Поэтому нельзя абсолютизировать ни реформу, ни революцию. И социальная революция, и социальная реформа, хотя и различные, но взаимосвязанные стороны социального развития. Обе эти формы теряют смысл друг без друга. Та и другая известны истории. Мы хорошо знаем великие революции, но были и великие, замечательные реформы. Например, реформы античного правителя Солона, реформы, осуществленные под руководством американского президента Рузвельта, реформы, инициированные в начале ХХ века российским министром П.А. Столыпиным, реформы, реализованные в 20-30-е годы ХХ века президентом Турции Ататюрком[10].

В современном демократическом государстве, где есть гражданское общество, открываются большие возможности предотвращать социальные конфликты, решать их вовремя, не допуская дезинтеграции общества, социального катаклизма. Революционные политические, социальные взрывы чаще всего – результат неумения властных структур, социально-политических сил провести назревшие коренные реформы, социальные преобразования[11].

Что касается теории социального прогресса, то классические представления о нем рассматривают его как постепенное движение человечества к все более высоким уровням цивилизации. Причем движение носит неизбежный характер, продолжается несмотря на все перипетии истории, отклонения, случайности. Полное процветание общества, достижение этого состояния во всех структурах общества – вот цель прогрессивного движения[12].

Социальные науки подвергли критике оптимистическую идею линейно-поступательного развития человечества, лежащую в основе парадигмы социокультурного прогресса. ХХ век с его невиданными ранее катастрофами – политическими, экологическими, военными, породил сомнения и разочарование в теории прогресса. Идея кризиса, охватившая умы миллионов людей, ставшая лейтмотивом общественного мнения, способствует закреплению пессимистических прогнозов будущего человечества. Если раньше ситуацию кризиса рассматривали как временное явление, то теперь о кризисных процессах говорят и пишут как о норме. Кризисы «нормализовались», социологи, политологи, культурологи обнаруживают кризисы везде и во всем. Утрачивается вера в прогресс, не оправдываются оптимистические рассуждения о социальных эволюциях и рассуждениях[13].

Читать еще:  Социальный факт и его особенности

Но можно ли утверждать, что идея прогресса, единственной альтернативой которой ожжет быть только всеобщее отчаяние, исчерпала свое предназначение, ведь «ни одна идея не была важной или такой же важной, как теория прогресса» (Р. Нисбет) в течение трех тысячелетий? Какие же есть аргументы у критиков линейных, поступательных теорий развития? Во-первых, факты противоречат существовании. Каких-либо универсальных и вечных линейных тенденций, универсальных стадий эволюции, относящихся ко всему человечеству, к любым общностям и странам. И в самом деле, исследования историков, археологов, этнографов показали, что большинство человеческих обществ существовали и исчезали на начальных стадиях развития. И сегодня есть общества, до сих пор остающиеся на самых ранних ступенях эволюции. Лишь некоторые народы смогли создать великие цивилизации. Во-вторых, подверглась критике упрощенная схема: древний мир – средние века – Новое время. Точно также переосмыслена марксистская теория «общественно-экономических формаций», стремившаяся вместить сложный, противоречивый ритм разных культур в рамки единственной схемы. Кроме того, в ХХ веке наступило полное осознание того, что события, имевшие решающее значение для Европы, вовсе не были таковыми для других народов. Например, падение Римской империи, означавшее конец древней истории и начало средневековья для европейских народов, не имело такого смысла для населения Японии, Индии, Китая. То же самое можно сказать о Куликовской битве, имевшей значение прежде всего для народов России. Этапы истории различных цивилизаций, как можно увидеть, не вписываются в концепцию евроцентризма, что подчеркивает наличие различных исторических периодов и культур, наличие культурного плюрализма в мире[14].

Итак, изменилось само понятие прогресса. «Прогресс человечества, – как писал Н. Данилевский, – состоит не в том, чтобы идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях».

6. Модели социального времени

Нелинейность социального времени, определенная не только многоуровневостью общества и возможностью попятных движений в нем и забеганий вперед, но и множественностью временных ритмов, присущих различным слоям социальной реальности, накладывающихся и изменяющих друг друга, вызывают к жизни различные модели социального времени:

модель, в которой конечной субстанциональной основой общества выступает материальное производство, а субъектом — конкретно-исторический человек. Поэтому социальное время задается и подчиняется ритмам производства, четко делится на рабочее и свободное, а восприятие времени человеком является страдательным по отношению к объективному социальному времени. Эта модель реализуется в большом количестве работ социологов и экономистов о бюджетах времени, различиях в организации времени различных социальных групп, в социологии досуга и свободного времени;

Ш модель исторического времени, идущая от Г.Зиммеля. Она рождена необходимостью зафиксировать не только повторяемость, длительность, ритм общественных явлений и процессов, но и их уникальность и неповторимость;

Ш модель, в которой объективное социальное время рассматривается в единстве с отражением его в сознании человека (эта модель реализуется, прежде всего, в концепции О. Шпенглера, в которой переживание времени понимается как формообразующий принцип культуры);

Ш пульсирующий характер культурного процесса отражен в концепции Ж. Гурвича и Ф. Броделя;

Ш модель, в которой время понимается как основной механизм, с помощью которого культура, социальные институты и структуры взаимосогласовываются в своем существовании и действии. (Э. Дюркгейм и его школа).

Делись добром 😉

Похожие главы из других работ:

1 Общие модели развития науки

Проблема метода научного познания рассматривалась еще в 17-м веке английским философом Фрэнсисом Бэконом (1561-1626) и французским философом, математиком, физиком и физиологом Рене Декартом (1596-1650).

Переход к плюралистической интерпретации социальной реальности и модели региональных научных исследований

В начале XXI в. в зарубежном регионоведении сложилась особая методологическая ситуация, обусловленная процессами, происходящими в социальных науках в России в целом.

1. Гносеологическая специфика модели и ее определение

На сегодняшний момент нет устоявшейся общепринятой точки зрения на место моделирования среди методов познания. Множество мнений исследователей, занимающихся данным вопросом, тем не менее, укладываются в некоторую область.

1. Гносеологическая специфика модели и ее определение

На данный момент не существует однозначного общепринятого мнения о месте моделирования в ряду методов познания. Однако совокупность точек зрения исследователей данного вопроса представляет собой определенную область.

3. Специфика биологического и социального пространства и времени

В естественных науках пространственно-временные представления также хотя и базируются на физическом представлении, тем не менее значительно различаются в зависимости от материальных уровней существования бытия. Так.

Глава I. Основные модели философии истории

В основных моделях философии истории рассмотрим концепции, где четко выделяется характер движения исторического процесса, имеющий либо линейную, либо циклическую, либо спиралевидную, либо хаотичную характеристику.

Глава II. Переходные модели философии истории

В общей модели всемирной истории, собранной из вышеупомянутых концепций, зияют «дыры», которые обнаруживаем в промежутках между ними. Вот эти «пробелы» и закрывают собой «переходные» модели истории, связывающие между собой основные концепции тем.

3. Специфика социального познания

познание гносеология социальный истина Социальное познание это одна из форм познавательной деятельности — познание общества, т.е. социальных процессов и явлений. Любое познание социально.

Взаимоотношение биологического и социального в человеке

Чeлoвeк — yникaльнoe coздaниe Bceлeннoй. Ecли дaжe cчитaтьcя c гипoтeзoй o cyщecтвoвaнии «cнeжнoгo» чeлoвeкa или гyмaнoидoв — кocмичecкиx пpишeльцeв, тo нaдo пpизнaть, чтo вид Чeлoвeк paзyмный — нeпoвтopимoe твopeниe. Oн — пpoдyкт Пpиpoды, плoд биoлoгичecкoй эвoлюции.

2. Соотношение биологического и социального в человеке

Уже Аристотель называл человека «политическим животным», отмечая тем самым его включенность одновременно в сферу биологического и сферу социального. Позже перед учеными возникли вопросы: каково взаимоотношение между этими сферами.

1. Накопительная и диалектическая модели развития научного знания.

Хотя история науки и служит начальным источником моделей развития знания, все же надо не забывать, что модели динамики научного знания основывались также и на понимании учеными его структуры и компонентов. Например.

Деятельность как способ существования социального.

Для того чтобы раскрыть этот вопрос в полной мере, я думаю, будет уместно определить, что же является деятельностью. Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру.

Об уровне социального интеллекта и его устойчивости во времени и пространстве

Несомненно, как у живущих в прошлом, так и у нынешних народов существуют значительные отличия в способности создавать разного рода социальные системы, регламентирующие жизнь и социальное поведение, как правило.

Ограниченность реляционной модели

Хотя реляционная модель и позволила преодолеть недостатки редукционизма — сведения абстрактного понятия материи к частным, как правило, — физическими свойствами и социальные системы, сама эта модель столкнулась с существенными трудностями.

Модели развития техники

Разработано несколько нормативных моделей развития техники, но наибольшую известность получили 3:1. Традиционная модель (модель НТР). Эта модель основана на принципах технологического детерминизма.

Модель социальных стилей Меррилла

Что такое социальные стили Меррилла?

Социальные стили Меррилла формируют модель личности, включающую в себя четыре социальных стиля. Каждый из этих стилей обладает различными характеристиками и процессами мышления. Это простой и практичный инструмент, который можно использовать для понимания различий между людьми в конкретной организации. Каждый сотрудник обладает различными качествами и подходит к своей работе по-своему. Эти различия, если они заметны, можно применять для выявления и использования максимально возможного потенциала.

Психологи Дэвид Меррилл и Роджер Рейд открыли эту перспективу в восьмидесятых годах прошлого века. Вслед за открытиями Б.Ф. Скиннера в области бихевиоризма и поведенческими описаниями Джеймса Тейлора, эти два психолога обнаружили, что поведение людей следует двум континуумам – самоуверенности и отзывчивости. Работая в крупной страховой компании в Соединенных Штатах, они изучали, может ли поведение прогнозировать лидерский потенциал. Если это возможно, – аргументировали они, – они могли бы создать культуру только с высокоэффективными лидерами.

Как было указано выше, факторный анализ, используемый учеными, состоял из двух шкал: самоуверенности и отзывчивости. Результатом этого анализа стала модель, включающая четыре квадрата, каждый из которых представляет собой социальный стиль, – социальные стили Меррилла. На практике это может эффективно использоваться, например, продавцами для понимания, с каким типом личности они имеют дело.

Читать еще:  Нет изображения в яндекс браузере

Три поведенческие характеристики

В основе социальных стилей Меррилла лежат три поведенческие характеристики. Они включают в себя поведенческую сферу, в которой люди выступают в различных качествах и, таким образом, могут делать различный выбор. Например, музыкальность – это поведенческая характеристика. Одним людям нравится играть на музыкальных инструментах, а другим – нет. У одних людей есть чувство ритма, а другие не могут услышать простой удар. Такие стереотипы поведения создают различные уровни, начиная от крайней музыкальности и заканчивая минимальной музыкальностью.

Двумя поведенческими характеристиками, на которых сфокусировались Меррилл и Рейд при разработке четырех социальных стилей, стали самоуверенность и отзывчивость. Позже была добавлена еще одна поведенческая характеристика: многосторонность. Каждая из этих поведенческих характеристик описана ниже.

Самоуверенность (Assertiveness)

Самоуверенность имеет весьма специфическое значение в теории социальных стилей Меррилла. В первоначальном исследовании она определялась как «степень, в которой люди видят вас как личность, пытающуюся убедить других в своей точке зрения». Очень настойчивые люди пытаются убедить других в важности значимых для них целей. Менее настойчивые люди достигают целей, значимых для них, различными способами. Они позволяют другим узнать, что они думают, или создают решение проблемы, которая их беспокоит.

Меррилл и Рейд разработали горизонтальную линию с четырьмя уровнями самоуверенности. От максимальной до минимальной степени: ABCD.

Отзывчивость (Responsiveness)

В этой модели отзывчивость определяется как «степень, в которой другие люди видят, что вы контролируете свои эмоции или показываете и делитесь ими». Людей, которые «реагируют» очень быстро и делятся своими эмоциями, можно определить по интонации, позиции тела, выражению лица и подбору слов. Людей, набирающих меньше баллов по шкале отзывчивости, определить сложнее. Они проявляют меньше голосовых или зрительных признаков и не говорят об эмоциях. Эти люди больше доверяют фактам и обстоятельствам.

Меррил и Рейд, как и прежде, разделили шкалу отзывчивости на четыре уровня. От низкого до высокого: 1234.

Многосторонность (Versatility)

Третьей характеристикой, использующейся в модели социальных стилей Меррилла, является многосторонность, определяющаяся как «степень, в которой другие воспринимают вас как личность, готовую изменить предпочтительное поведение, чтобы создать более комфортные условия для других». Это очень важная характеристика. Для шкал самоуверенности и отзывчивости нет лучшей позиции, она бывает выше и ниже. Набрать больше баллов по этой шкале, определенно, возможно. Степени ранжируются от низкой до высокой: 1234.

Четыре социальных стиля

После этого Меррилл и Рейд создали сетку или диаграмму путем наложения друг на друга двух поведенческих характеристик – самоуверенности и отзывчивости. Каждая группа состояла из определенного числа предпочитаемых моделей поведения. Эти группы были отнесены к социальным стилям. Четыре поведенческих стиля на диаграмме описаны ниже.

Социальные стили Меррилла

Аналитический (Analytical)

Верхний левый квадрат представляет группу людей-аналитиков в модели социальных стилей Меррилла. Эта группа людей вдумчива и осмотрительна. Они обычно предпочитают убедиться в том, что обладают всей необходимой информацией, прежде чем приступить к действиям. Предпочитаемый ими подход к решению проблем и выполнению задач – минимизация рисков путем рассмотрения всех возможных вариантов. Для окружающих люди этой группы кажутся холодными, осторожными, серьезными, конкретными, объективными, рациональными и иногда отстраненными.

Люди с аналитическим мышлением любят факты. Они работают аккуратно, организованно и методично, а также соблюдают стандартные методики, правила и лучшие практики в своей деятельности. В число других характеристик этой группы входит:

  • большая ориентированность на выполнение задач, а не на людей;
  • предпочитают не ошибаться и не торопятся показывать это;
  • любят мыслить, осмотрительны и конкретны;
  • отлично оценивают и решают существующие проблемы;
  • хороши в одиночной работе, избегают групповой деятельности;
  • осторожны в принятии решений;
  • критичны и имеют низкий уровень отзывчивости.

Экспрессивный (Expressive)

В правом нижнем квадрате представлена группа экспрессивных людей в модели социальных стилей Меррилла. Эти люди предприимчивы и быстро действуют в жизни. Экспрессивные люди любят делиться новыми идеями и планами. Их любимый подход к решению проблемы или задачи заключается в разработке концепции видения будущего и поиске поддержки у других, уделяя особое внимание преимуществам. Они умело заставляют других чувствовать себя энергичными, работать с энтузиазмом, использовать юмор в трудовой сфере и идти на риск. Остальные считают эту группу людей импульсивной, творческой и способной убеждать. В число других характеристик группы экспрессивных людей входит:

  • интуитивность;
  • креативность;
  • энтузиазм;
  • спонтанность;
  • остроумие;
  • способность легко взаимодействовать с другими;
  • боязнь быть отвергнутым;
  • любовь к поддержке и одобрению;
  • нелюбовь к рутинным и сложным задачам;
  • склонность обобщать и преувеличивать;
  • использование сарказма в стрессовых ситуациях.

Дружелюбный (Amiable)

Нижний левый квадрат представляет группу дружелюбных людей в модели социальных стилей Меррилла. Эти люди внимательны, добры, поддерживают других и стремятся построить хорошие отношения с окружающими. Они предпочитают решать проблемы или задачи путем достижения согласия. Они зачастую играют посредническую роль в подобных ситуациях. Дружелюбные люди верят, что лучшим решением является решение, которое объединяет все заинтересованные стороны. Окружающие видят эту группу как добрых, дружелюбных и самокритичных людей. Другие характеристики этой группы включают:

  • способность внимательно слушать;
  • успех в командной работе;
  • желание быть уважаемым;
  • желание быть популярным;
  • потребность казаться приятным;
  • поиск безопасности и стабильности;
  • потребность в организованном рабочем месте;
  • неторопливость в принятии решений;
  • предпочтение следовать указаниям, а не брать инициативу в свои руки;
  • боязнь перемен и неопределенности.

Ведущий (Driver)

Правый верхний квадрат представляет группу ведущих людей в модели социальных стилей Меррилла. Эти люди крайне напористы и имеют низкий уровень отзывчивости. Люди этой категории быстро принимают решения, нетерпеливы и сердятся, когда другие не успевают за ними. Их любимый подход – быстро действовать, основываясь на доступной и актуальной информации, а также позже корректировать курс, при необходимости. Эти люди – эксперты в прагматизме, хладнокровии и быстром выполнении задач. Окружающие видят эту группу как целеустремленных, рациональных и требовательных людей. Другие характеристики этой группы включают:

  • чувство соперничества и желание нуждаться в чем-либо;
  • постоянный поиск возможности управления и стремление взять все под контроль;
  • быстрота в действиях и реакциях;
  • способность планировать;
  • способность принимать решения;
  • ориентированность на результат;
  • ориентированность на выполнение задач;
  • нелюбовь к неэффективности и слабой решительности.

Социальные стили на практике

Именно стремление психологов Меррилла и Рейда использовать потенциал послужило толчком к началу и завершению исследования. Изначально они занимались поиском подходящих кандидатов на административные и руководящие должности, однако исследование показало, что существует четыре типа социальных стилей, которые могут использоваться на практике. Особенно важно, чтобы организации и их системы управления человеческими ресурсами устанавливали различные полномочия и требования для каждой должности, или предпочитаемые характеристики для всех, кто будет работать в организации.

Разнообразие внутри организации настолько же важно. Разные личности с сильными и слабыми сторонами могут поднять организацию на большие высоты. В оптимальной ситуации, в команде есть, по меньшей мере, по одному человеку каждого социального стиля Меррилла. Ведущие и аналитики следят за тем, чтобы другие концентрировались на выполнении поставленных задач. В свою очередь, дружелюбные и экспрессивные люди поднимают моральный дух группы и создают приятную атмосферу, в которой можно рассматривать и решать проблемы.

Модели социального парнерства в США, Европе и Центральной Азии

Одним из главных инструментов, с помощью которых наемным работникам удается успешно отстаивать свои социальные права, является институт социального партнерства. Институт социального партнерства представляет собой упорядоченную, официально (законодательно) оформленную систему отношений между работниками и работодателями при посредничестве органов власти. Он охватывает указанные отношения на всех уровнях — от организации до регионов и национальной экономики в целом. Функционирование данного института обеспечивается специально создаваемыми органами, так называемыми трехсторонними комиссиями, состав которых формируется из представителей трех названных субъектов. Трехсторонние комиссии периодически (не реже одного раза в год) заключают соглашение, в котором содержатся конкретные взаимные обязательства сторон на соответствующий период времени, и обеспечи­вают контроль их выполнения.

Национальные модели социального партнерства являются конкретизацией соответствующих национальных моделей социального государства. Концепция социального партнерства закреплена в конституциях, социальном и трудовом законодательстве стран Запада [1, 2]. Этот процесс происходил после Второй мировой войны. Существующие в настоящее время национальные модели социального партнерства делятся на три группы в зависимости от роли («веса») партнеров и уровня принимаемых соглашений:

Читать еще:  Социальные движения современности

—согласительная модель, в соответствии с которой в формировании и проведении социальной политики участвуют на равных три субъекта: предприниматели, государство и профсоюзы; ее отличает также высокий уровень централизации договорного процесса; данная модель характерна для стран Скандинавии, Австралии и Нидерландов, частично используется в Германии и Швейцарии;

—консервативно-либеральная модель, отличающаяся уменьшенной ролью профсоюзов в выработке социальной политики, имеет место во Франции;

—плюралистическая модель, характеризующаяся децентрализацией договорного процесса и его преимущественным протеканием на уровне предприятий и даже их филиалов, используется в Великобритании, Канаде, США и Японии [1].

Основные модели реализации социального партнерства в экономически развитых странах мира отражены в таблице 1.

Таблица 1.- Основные зарубежные модели социального партнерства

Роль трудовых коллективов, высокая активность на уровне профсоюзных объединений.

Участие работников в

уровень профсоюзного, членства, высокая активность профсоюзов.

Активное участие работников в принятии

производственных решений, профсоюзы проявляют себя в основном на обще-

Активность проявляется на

уровне предприятий, редко — отраслей

Активность проявляется в основном на отраслевом и региональной уровнях.

Активность проявляется на уровне объединений работодателей. В последствие время инициатива передается на уровень предприятий.

Активная позиция на всех уровнях. Стремление к

Низкая активность, антипрофсоюзная

Поддерживает идеи социальной справедливости.

Примечание – по данным литературы 1, 2, 3.

Мировой опыт социального партнерства свидетельствует о многообразии его форм. Выделяют три модификации: германскую (Австрия, Германия, Швейцария), скандинавскую (Швеция) и американскую, иногда японскую. Имея общей целью социальную консолидацию, эти модели разнятся по критериям эффективности. Если для германской модели социального партнерства таковыми выступают упрочение демократии, рост производительности труда, мирное развитие трудовых отношений, предотвращение конфликтов, для шведской — её социальные результаты, то для американской или японской моделей главным критерием эффективности социального партнерства являются темпы экономического роста [223].

Можно дифференцировать социальное партнерство в зависимости от показателей. Например, в США, Канаде и Великобритании социальное партнерство реализуется в основном на уровне отдельных предприятий путем индивидуальных соглашении, что характеризует децентрализованную модель [2]. В скандинавских странах и некоторых европейских государствах создана трехуровневая централизованная модель социального партнерства.

В странах Западной Европы и США социальное партнерство связывается с проблемами согласования профсоюзной политики и интересов рабочих на предприятиях, с участием трудящихся в управлении, регулировании трудовых конфликтов и тарифных договоров на различных предприятиях [2]. Необходимо отметить, что социальное партнерство в конце 60-х годов XX столетия в США начинает рассматриваться как кооперативное взаимодействие различных институтов: бизнес и правительство, бизнес и школа, бизнес и неприбыльные агентства, корпораций, имеющие различные интересы в развитии бизнеса и другое. Здесь и вопросы решения экономических и социальных проблем, например, коммунального развития, жилищного обеспечения, подготовки и переподготовки кадров.

В развитых странах концепции социального партнерства различаются по степени участия профсоюзов в трудовых отношениях на конкретных предприятиях, по характеристикам представительства наемных работников в переговорных процессах, по политической ориентации систем социального партнерства.

Основные модели социального партнерства, сложившиеся эволюционным путем в странах с развитой рыночной экономикой можно рассматривать по следующим критериям

По критерию правового регулирования социально-трудовых отношений –выделяют три основные модели социального партнерства оказавшие значительное влияние на формирование системы КСО.

Первая модель применяется в странах Северной Европы (Финляндия, Швеция, Бельгия, Норвегия, Голландия), Она характеризуется активным вме­шательством государства в регулирование трудовых отношений, с использованием принципа многоуровневого сотрудничества «трипартизма» [2].

Вторая модель социального партнерства характерна для таких стран, как США, Канада, Япония, а также для большинства развивающихся стран Азии, Латинской Америки, англоговорящих стран Африки. Она, как правило, сводится к уровню коллективных договоров на предприятиях. Особенностью механизма социального партнерства в этой модели является наличие принудительного трудового арбитража и посредничества [2].

Третья модель типична для стран Центральной Европы (Германии, Австрии, Франции и др.), а также Великобритании. Она является усредненным (промежуточным) вариантой между двумя вышеназванными, и отличается дея­тельностью специализированных органов в системе социального партнерства. Правовые средства социального партнерства варьируются от консультативных форм сотрудничества социальных партнеров до принятия ими совместных ре­шений [2].

1 Д. Н. Михалев Система регулирования социально-трудовых отношений.- М.: Флинта: МПСИ, 2003.-130 с.

Модели социального развития

Направленность и характер социального развития

Направленность и характер общественного развития также важны для понимания.Развитие само по себе есть закономерное, направленное, качественное изменение. По направленности выделяют такие формы развития, как прогресс (от лат. progrcssus — движение вперед) и регресс (от лат. regressus — движение назад).Прогресс есть совершенствование, поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному, арегресс представляет противоположный тип изменений. Начиная с XVII в. мыслители Европы, рассуждая о развитии разума, личной и общественной свободы, производительных сил (эти параметры воспринимались как критерии прогресса), полагали, что общество совершенствуется. Однако есть теории, утверждающие, что развитие общества регрессивно, так как непохоже, что человек при всех изменениях науки и техники улучшается в духовном плане. Например, французский философ Жан Жак Руссо (1712-1778) считал, что человек не стал добрее за время развития цивилизации, напротив, цивилизация развратила его.

По своему характеру изменения делятся на революционные и эволюционные.

Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) — глубокое качественное изменение, резкий скачок в развитии. Термин «революция» может применяться к обществу в целом (аграрная или буржуазная революция) и к его отдельным элементам (научная революция, техническая, культу рная).Эволюция(от лат. evolutio — развертывание) — постепенные количественные изменения. Эволюцию следует отличать от реформы — нововведения, не уничтожающего основ господствующей структуры. И эволюция, и реформа противопоставляются революции, но в разных отношениях. Говоря об эволюции, подчеркивают постепенность развития, говоря о реформах — неизменность структурной основы в ходе развития.

Модели социального развития

Модель общественного развития выделяются в зависимости от представлений исследователя о роли прогресса и революций, признания цели или бесцельности истории.

Формационная модель предложена марксизмом. Согласно этой модели, на каждом этапе развития общества люди вступают в производственные отношения, в совокупности образующие экономическую систему. Именно она определяет образ жизни человека и общества. Все остальное — идеи, теории, мораль, право — всего лишь надстройка над экономическим базисом (фундаментом).

Вся история общества определена материальными, экономическими условиями. В зависимости от этих условий выделяются пять общественно-экономических формаций:

Движение от формации к формации является прогрессивным развитием, цель которого — бесклассовое коммунистическое общество.

Смена формаций характеризуется обострением борьбы между угнетенными и угнетающими классами — рабами и рабовладельцами, феодалами и зависимыми крестьянами, рабочими и капиталистами. Подобно тому, как феодализм был ликвидирован революцией, капитализм должен уступить свое место коммунизму. По мнению марксистов, угнетенный рабочий класс при помощи революции уничтожит отмирающую буржуазию.

Обычно формации противопоставлястся цивилизация. Цивилизация — многозначное понятие, которое может рассматриваться в трех основных смыслах: как временная стадия в развитии общества, как локальный социокультурный тип и как этап развития культуры, противостоящий варварству и дикости. При описании стадиально-цивилизационной и локально-цивилизационной моделей это понятие употребляется в первых двух значениях.

Стадиально-цивилизационная модель считает фундаментом для изменений не экономику, а технику. Изменения в технике обработки земли, производства товаров, коммуникации приводят к последовательной смене стадий цивилизационного развития.

Американский социолог Элвин Тоффлер (р. 1928) полагает, что первая технологическая революция — аграрная — сформировала традиционную цивилизацию с рядом ее характерных черт. Вторая цивилизация — индустриальная — основана на машинной экономике и массовой культуре (табл. 1).

Процесс перехода к индустриальной культуре называется модернизацией (реже модернизацией называют переход к пост- индустриальной культуре). Постиндустриальной Тоффлер назвал третью волну, захлестывающую уже современное общество. Другие исследователи называют ее информационной. Эта цивилизация сформирована прогрессом в компьютерной технике, точной электронике, массовых коммуникациях, генной инженерии и биотехнологии. На смену мускульной силе и машинному труду приходят умственный труд и информатизация. Именно информация становится основной ценностью, трансформируя систему образования, воспитания, характер труда. В экономике информационный сектор преобладает над всеми остальными и начинает определять политические, духовные процессы. Наконец, развивается всемирная сеть коммуникаций, прежде всего Интернет.

Таблица 1. Сравнение традиционной и индустриальной цивилизаций

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector