Light-electric.com

IT Журнал
36 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенность парадигмы социального действия

ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

Парадигма социального действия относится к интерпретивным парадигмам, суть которых состоит в том, что они своими корнями уходят в так называемую герменевтическую социологическую традицию (герменевтика — учение и искусство толковании различных явлений, понимания чужой индивидуальности, включающее в себя правила, согласно которым должны строиться объяснения поведения людей).

Основоположником парадигмы социального действия явился М. Вебер (1864-1920) — немецкий социолог, создавший «понимающую социологию», в центре которой изучение социальных действий, как движущих факторов всего человеческого существования в его универсальности. Его отправной постулат состоял в том, что структура социальной реальности создается социальными действиями индивидов.

М. Вебер исходил из того, что социология в первую очередь призвана понять и интерпретировать поведение людей и раскрыть значения, которые сами люди им придают, посредством выявления связи между поставленной индивидами целью и доступными средствами ее достижения. Социолог был убежден, что по мере развития общества люди думают и действуют более рационально, поэтому вес большее количество социальных действий становятся понимаемыми, предсказуемыми, что в конечном счете приводит и к проникновению в суть, «расколдовыванию» человеческого бытия.

В хрестоматии представлены три работы социолога. В первой из них — «Основные социологические понятия» — обратим внимание на то, что Вебер радикально разграничивает естественные и социальные науки. Так, если естественные науки устанавливают универсальные законы развития мира, то задача социальных наук — дать причинное объяснение и понимание социальных действий людей в их конкретных исторических контекстах, учитывая, что ценности, выражающие общие поведенческие ориентиры, всегда историчны и относительны. Тем не менее социология становится научной дисциплиной благодаря тому факту, что люди действуют рационально по крайней мере значительную часть времени. И еще — социология является наукой благодаря тому, что она должна быть свободна от оценочных суждений субъективного толка, что, разумеется, не предполагает отказа ученого от собственных пристрастий, они не должны лишь вторгаться в научные разработки. Вместе с тем социология изучает действия людей с учетом детерминации общезначимых для конкретного исторического времени ценностей -истины, справедливости, красоты и т.д.

В работе «Протестантская этика и дух капитализма» социолог настаивает на необходимости выявлять связи между целой серией социальных действий людей, чтобы понять суть тех или иных исторических событий. Связи эти, как правило, латентны, не лежат на поверхности явлений. От социолога требуются усилия, чтобы «заглянуть за» конкретные социальные действия индивидов. Так, в указанной работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер показывает взаимосвязь протестантских религиозных ценностей и развития «духа капитализма», утверждая, что в странах, где эти ценности доминировали, быстрее и легче утверждались капиталистические отношения. Но выявление корреляции между ценностными установками и характером социальных действий — лишь одна часть исследования. Другая часть исследования состояла в том, чтобы установить, как и почему протестантские Ценности, которые сами по себе, явно не были нацелены на определенные экономические результаты, скрыто, независимо от намерений способствовали развитию капитализма. По мнению социолога, основной причиной подобного рода непреднамеренных, непредвиденных последствий стало убеждение масс людей в том, что только через аккуратный и честный труд во имя приумножения славы Божьей на Земле, ведя при этом аскетический образ жизни, можно попасть в рай. Определенная религиозная доктрина исподволь формировала такое поведение, которое предопределяло высоко рациональные образцы экономического поведения. Отсюда Вебер делает вывод о том, что мотивированные определенными ценностями социальные действия, выражающиеся в своеобразном типичном поведении значительного числа членов общества, неизбежно должны были привести и привели к адекватным крупномасштабным переменам к обществе, его структурах, что и нашло выражение в конкретном облике капитализма в той или иной стране. И еще социолог показывает, что результаты идей, конкретные социальные действия, даже если они весьма рациональны, отнюдь не всегда приводят к первоначально задуманным результатам. Очень часто созданная людьми социальная реальность включает в себя непреднамеренные и непредвиденные последствия.

Знакомство с работой «Политика как призвание и профессия» позволяет уяснить суть веберовских представлений о рациональной политике, основанной на профессиональном управлении, которая противостоит идеи «самоуправления народа». Интерес представляет и видение социологом способов минимизации коррупции в сфере власти.

Парадигма социального поведения

Парадигма социальных фактов.

Теории: а) структурный функционализм: социальные факты тесно взаимосвязаны, упорядоченность поддерживается всеобщим согласием; б) теория конфликта: неупорядоченность социальных фактов, порядок поддерживается принудительными мерами; в) теория систем.

Определение предметной области: социальные факты (по Дюркгейму) – крупные социальные структуры и институты, их воздействие на индивидуальное мышление и действие.

Методы: опросные методы и методы исторического сравнения

Образец: творчество Э.Дюркгейма, «Правила социологического метода», «Самоубийство»

Парадигма социального определения

Теории: а) теория действия; б) символический интеракционизм; в) феноменология; г) этнометодология.

Представление предметной области: как акторы определяют социальные ситуации, и как это определение влияет на последующее действие и взаимодействие.

Методы: опросный метод, наблюдение

Образец: посвященные социальному действию работы М.Вебера

Парадигма социального поведения

Теории: а) поведенческая социология; б) теория обмена.

Образец предметной теории: неосознанное поведение индивидов; награды, вызывающие желательные виды поведения, и наказания, сдерживающие нежелательное поведение.

Образец: бихевиоризм Б.Ф.Скиннера

Исследование парадигм предпринимается Ритцером в связи с его подходом к изучению структуры социологии. Ритцер пишет о двух «континиумах», которые можно использовать для изучения социальной реальности. Первый континиум назван Ритцером «микро-макроконтиниум». Он основан на представлении о том, что социальные явления значительно различаются по масштабу – крупные (группы обществ, общества, культуры), средние (группы, социальные классы) и малые (индивиды-акторы). Второй континиум – это «объективно-субъективное измерение социального анализа». На микро, или индивидуальном уровне находятся субъективные мыслительные процессы и объективные модели действия и взаимодействия актора. Субъективное здесь обозначает что-либо, происходящее исключительно в области представлений; объективное относится к реальным, материальным событиям. Такое же разделение обнаруживается на макроконечности континиума. Общество состоит из объективных структур, например, правительств, бюрократий и законов, и субъективных явлений, таких как нормы и ценности. Парадигма социальных фактов фокусируется главным образом на макрообъективном и макросубъективном уровнях. Парадигма социального определения в основном рассматривает микросубъективный мир и ту часть микрообъективного мира, которая зависит от мыслительных процессов (действие). Парадигма социального поведения рассматривает ту часть микрообъективного мира, которая не включает в себя мыслительный процесс (поведение). Все три существующие парадигмы подразделяют уровни социально реальности горизонтально.

Читать еще:  Vk com вконтакте социальная

Обращение к парадигмам позволяет получить системные представления о внутренней организации смыслового пространства социологии. Но проблемой является большой разрыв языков теоретизирования, свойственных ведущим социологическим парадигмам. Изобилие парадигм в социологии стало восприниматься в 80-90-е годы XX века как неконтролируемая фрагментация и дезинтеграция социологии, угрожающая ее существованию как единому целому. В ответ стали появляться попытки интеграции содержания и подходов, относящихся к двум и более парадигмам. Примерами такой деятельности можно рассматривать творчество Пьера Бурдьё (Франция) и Энтони Гидденса (Великобритания).

Несмотря на широкое использование парадигмального подхода как попытки понять логику исторического развития социологии, парадигмальный уровень определения содержания социологии является, по нашему мнению, слишком абстрактным для того, чтобы служить главным средством, с помощью которого можно ориентироваться в лабиринте истории социологии. Мы полагаем, что более перспективно работать с теоретическими направлениями и подходами. Однако, в некоторых попытках классификации и определения научных достижений социологии иногда одно и то же, например, функционализм, называют и парадигмой, и теоретическим направлением, и теоретическим подходом, и просто теорией. В качестве примера укажем статью А.Балога «Социология – мультипарадигмальная наука?».* Автор, фактически, приравнивает парадигму к теоретическому подходу и теории, и пишет не о причинах множества парадигм, а о причинах множества теорий. Слово «парадигма» в статье практически отсутствует. По нашему мнению, такое смешивание напрасно усложняет понимание порядка уровней обобщения научного материала в социологии и приводит к росту схоластических проблем, решением которых приходится заниматься социологам.

Мы полагаем, что не следует отождествлять значения парадигмы и теоретического направления или подхода, так как исходим из понимания парадигмы как исходной совокупности теоретических, методологических и, в ряде случаев, идеологических предпосылок, определяющей основания для создания или выбора теоретического направления, теории, методологии и методов изучения социальных явлений. Парадигму эту исходную совокупность предпосылок можно определить как дисциплинарную матрицу, познавательный полюс, модальность организации научного мышления и исследования.

В таком случае теоретическое направление в социологии представляет собой более конкретный способ выражения знания о социальной реальности, объединяющий, как и парадигма, постановку определенных научных вопросов, выдвижение главных идей и допущений, создание общей концептуальной схемы и методологии научного поиска, но в согласие с принципами парадигмального подхода. Теоретическое направление в свою очередь представляет собой базу для более подробного и специального рассмотрения научных проблем посредством создания отдельных научных теорий. Основное различие между теоретическим направлением и теорией состоит, мы полагаем, в том, что теория есть система обобщенного, но достоверного знания, которая содержит конкретные гипотезы относительно конкретных феноменов, рассматриваемых как объект исследования, требующий эмпирической проверки. Теоретическое же направление задаёт общий вектор формирования теории и осуществляется как попытка охарактеризовать способ изучения какой-то области социальных феноменов на абстрактном уровне.

В доступной нам учебной, научной и справочной литературе по истории социологии основными теоретическими направлениями (и подходами, так как многие авторы не разводят содержание этих понятий) *в интересующий нас период рассматриваются:

· Позитивизм, аналогом которого иногда рассматривается натурализм

· Органицизм и эволюционизм

· Социологический редукционизм (однофакторные подходы в социологии)

· «Понимающая социология» как основание интерпретативного подхода

· Функционализм и структурализм

В этот список включены основные теоретические направления в социологии, или подходы, или парадигмы, если считать эти понятия синонимами. Историю социологии вполне возможно изучать посредством характеристики каждого направления, анализа творчества его основных представителей, отношений между направлениями, – какое из них появилось раньше других, какое стало более влиятельным и получило дальнейшее развитие и т.д. Однако сводить историю социологии к истории только направлений и подходов значит допускать ошибки, о которых уже шла речь. Поэтому изучение истории социологии и должно представлять собой попытку построения общей схемы объекта, включающей в себя изучение дилемм, парадигм и т.п. в историческом измерении.

* Рассмотрим этимологию слов «направление» и «подход». Мы можем сказать «направление пути», подразумевая вектор или указание пути, движение по которому позволяет нам достичь цели. Иными словами, направление связывается с понятием целенаправленного движения по пути, которое может осуществляться и по наитию, без указателей и карт. Подход же есть, прежде всего, способ или метод осуществления чего-либо, решения проблемы, достижения цели. Соотнести и, соответственно, разделить содержание понятий направления и подхода можно так: направление есть движение по пути к цели, осуществляемое посредством выбранного подхода. Поэтому, так как в истории социологии мы имеем дело с движением, например, с теоретическим развитием подходов, правильнее использовать понятие направления.

Обзор попытки 2

Пирамида А. Маслоу представляет следующую иерархию потребностей:

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 1/1.

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 1/1.

Социальное действие, осуществляемое через сознательную веру в этическую, религиозную значимость поведения, называется:

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 0/1.

Кто из социологов предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически:

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 1/1.

Что является объектом социологии:

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 1/1.

В чем заключается особенность парадигмы социального действия?

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 0/1.

Кому из социологов принадлежит наиболее развернутое определение эволюции:

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 1/1.

Почему социология как наука стала востребованной только в середине XIX века?

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 0/1.

Что такое выборка?

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 1/1.

Регулярный, систематический обмен действиями, ориентированными на ответные действия партнера, называется:

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 1/1.

Действие индивида, целенаправленное и ориентированное на поведение других людей:

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 1/1.

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 1/1.

Читать еще:  Правоотношения по социальному обеспечению

Назовите российского социолога-представителя субъективной школы:

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 1/1.

Предметом социологии как научной дисциплины выступают:

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 1/1.

Науку об обществе О.Конт назвал:

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 1/1.

Э. Дюркгейму принадлежит:

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 1/1.

Укажите представителей структурно-функционального направления в социологии:

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 1/1.

Назовите две самые общие формы взаимодействия:

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 1/1.

Какой метод социологического исследования используется при изучении мнения людей:

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 1/1.

Какова природа социального конфликта?

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 0/1.

К типам социального действия у М. Вебера не относится:

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 1/1.

К наиболее оптимальному выходу из конфликтной ситуации относится:

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 1/1.

Базис в социологии марксизма- это:

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 1/1.

Общность, на которую социолог распространяет выводы исследования, называется:

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 1/1.

Кто является автором теории социального конфликта:

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 1/1.

Ведущие представители классической социологии:

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 1/1.

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 1/1.

Основателем «понимающей» социологии является:

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 1/1.

Лицо, выступающее в качестве источника первичной информации в процессе опроса, или в результате наблюдения:

Выберите один ответ.

Баллов за ответ: 0/1.

Включенным называется такой вид наблюдения, при котором:

Основные парадигмы, категории и законы социологии.

Социальный закон – это выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их собственных социальных действий. Существуют общие и специфические законы в социологии. Общие законы социологии – предмет изучения философии. Специфические законы социологии изучаются именно социологией и составляющие ее методологическую основу. Законы бывают:

По времени действия:

1) законы, характерные в любой период ее существования (закон стоимости и товарно-денежных отношений);

2) законы, характерные только для одной или нескольких социальных систем, отличающихся специфическими свойствами (закон перехода от одного типа общества к другому).

По способу проявления:

1) динамические – определяют динамику социальных изменений, фиксируют четкую последовательность явлений;

2) статистические – отражают общие тенденции социальных явлений независимо от происходящих изменений;

3) причинные – фиксируют существующие причинно-следственные связи между различными явлениями;

4) функциональные – закрепляют строго повторяющиеся и эмпирически наблюдаемые связи между явлениями.

Типологию социальных закономерностей можно произвести по пяти категориям, которые отражают существующие между социальными явлениями формы связи:

1) закономерности, фиксирующие неизменяемые связи между социальными явлениями, если есть явление А, то обязательно должно быть и Б;

2) закономерности, закрепляющие тенденции развития социальных явлений, отражающие влияние изменения социальной действительности на внутреннюю структуру социального объекта;

3) закономерности, устанавливающие закономерности между элементами социального субъектами, обуславливающими его;

4) закономерности, закрепляющие причинно-следственные связи между социальными явлениями;

5) закономерности, устанавливающие вероятность связей между социальными явлениями.

Г. В. Осиповвыделял следующие группы социологических парадигм:

1) парадигмы социальных факторов (структурный функционализм и теория социальных конфликтов);

2) парадигмы социальных дефиниций (символический интеракционализм и этнометодология);

3) парадигмы социального поведения (теории обмена и социального действия).

В западной социологической мысли сегодня выделяется пять основных парадигм: функционализм, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология.

Парадигма социального конфликта. Георг Зиммель: Р. Дарендорфом (ФРГ), Л. Козером (США), К. Боулдингом (США), М. Крозье, А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунгом (Норвегия) и др.

Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни.

Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества.

Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.

Теория социального обмена. Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном.

Суть в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене различными социальными благами. Взаимодействие между субъектами социальных отношений носит ценностно-нормативный характер.

Символический интернационализм. Дж. Мидом, Г. Блумером, Т. Шибутани, Т. Партлендом и др. Основанием символического интернационализма является утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков.Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющих строгой причинной обусловленности, зависящих больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин.

Этнометодология. Г. Гарфинкелем. Основой данной парадигмы является изучение смыслов, которые люди придают социальным явлениям. Как человек понимает – так и есть.

Неомарксистская парадигма. М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом. Неомарксисткая концепция основывается на таком социальном явлении, как отчуждение, которое рассматривается как социально-экономическое явление. Данная парадигма стала пересмотром основ марксизма и прежде всего стремлением обосновать разрыв «труда» и «интеракции» в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всех сферах жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Особенность парадигмы социального действия

4.3. Парадигма социального поведения

Парадигма социального поведения уходит своими корнями в традиции американской социологии, связанной с психологическим направлением. Как и парадигма социального факта, концепция социального поведения развивалась в рамках позитивистской социологической ориентации. Однако ее сторонники считают парадигму социального факта явно метафизической, так как она игнорирует человеческое поведение, которое представляет собой, по их мнению, единственную социальную реальность. Концепция социального поведения начала формироваться в 20-х годах, а уже в 50-60-е годы нашего столетия на нее ориентировались большинство западных социологов как теоретических, так и эмпирических направлений. Выделение социального поведения как основного предмета социологии связано с позитивистской программой развития социологии свободной от ценностных суждений и деидеологизи- рованной. Концепция социального поведения относится к эмпирическому направлению в социологии, стремящемуся создать научно точную социологию через выделение социального поведения как особого рода общественного явления. При этом под социальным поведением подразумевается определенная сторона деятельности и взаимодействия индивидов и социальных групп. Акт психического взаимодействия вычленяется в качестве фундаментальной структуры социального, с которой связана изначальная специфика социальных процессов, происходящих в обществе между двумя или несколькими индивидами.
На основе парадигмы социального поведения развиваются концепции психологического редукционизма (возвращение назад, восстановление) и теория обмена. Первая теория сводит социальное поведение к поведению психологическому и использует для его описания биологические и психологические понятия. В теории социального обмена, зарождение которой связано с именами американского социолога и социального психолога Дж. Хоманса (1910) и американского социолога П. Блау (1918), индивид анализируется как организм с биологическими потребностями, ищущий вознаграждения. Последнее, в свою очередь, определяется его способностью удовлетворять прирожденные и приобретенные потребности.
В противоположность социальному бихевиоризму, рассматривающему понятие «мотив», а точнее, «ценность» как нейтральный элемент, второе направление этой парадигмы делает акцент на изучении мотивов, ценностей, влечений и других факторов человеческого сознания, объективно влияющих на поведение человека.
Наиболее ярко это направление выражено в теории социального действия, разработанной группой ученых, объединенных общей целью построить единую, логически последовательную теорию человеческого поведения с социальным действием в качестве центрального понятия. Главными фигурами в разработке теории социального действия научная общественность считает четырех социологов: Флориана Знанецкого, Роберта Макивера, Толкотта Парсонса, а также Макса Вебера, который является основоположником концепции социального действия. Ученые принимают цели, средства, условия и нормы в качестве основных компонентов системы социального действия субъектов. Соглашаясь с необходимостью применения научных данных при изучении социальных действий, ученые вместе с тем отрицали применение в социологии бихевиоризма, редукционистской психологии, а также неразборчивого использования количественных методов познания.
Применяя теорию социального действия к общественным изменениям, американский социолог Беккер (1899-1960) сделал важный вывод о взаимосвязи личности с социальной структурой общества. При этом он описывает сконструированные им типы священного (религиозного) и светского общества, а также типы личностей, порожденные этими обществами. Подтипы, разработанные Беккером, основаны на степени готовности и способности людей к проводимым в таких обществах изменениям [3.1].
Значительный вклад в теорию социального действия внес Т. Парсонс, разъяснивший роль теории в исследованиях, разработавший структурно-функциональный метод анализа и важнейшие понятия и определения: единица действия, функция, институт, статус и роль. Ориентация на мотивы и ценности служит для Парсонса основой для формулировки понятия общественной системы, системы личности и культурной системы. Более того, Парсонс рассматривает социальное поведение как неизбежно включающее ориентацию на ценности, подчеркивая тем самым нормативный аспект общественной жизни.
В различных эмпирических исследованиях, проводимых в рамках парадигмы социального поведения, в качестве теоретико-методологической основы использовались и используются сегодня и фрейдистские представления о структуре личности, факторах личностного конфликта и путях его преодоления, и идеи сторонников концепции социального действия. Последняя тесно связана с воззрениями Б. Скиннера, создателя бихевиоризма, отрицающего возможность научного изучения внутреннего мира человека и концентрирующего внимание на исследовании внешне наблюдаемых поведенческих актов в системе отношений «стимул — реакция».
К концу 60-х годов популярность идей социального бихевиоризма несколько снизилась по сравнению с другими направлениями, например теорией обмена. Однако социальный бихевиоризм до сих пор представляет интерес для социологов, так как дает рекомендации для манипулирования «открытым поведением» человека, т.е. теми поступками людей, которые можно зафиксировать при наблюдении.
Одной из наиболее ярких фигур в науке, олицетворяющих концепцию бихевиоризма в теории обмена, является Дж.К. Хоманс (р. 1910). В опубликованной им в 1959 году работе «Человеческая группа» подчеркивается важность наблюдения фактического поведения людей и их деятельности в разнообразных типах социальных групп, так как наблюдение реальных действий могло бы способствовать выработке научных понятий, применимых к текущим в социальных системах процессам.
Стремление построить стратегию социологической теории позволило Хомансу классифицировать уровни понятийного аппарата. Он выделяет так называемые абстракции первого порядка, представляющие «имена», используемые наблюдателями для обозначения «одного класса явлений», и «абстракции второго порядка», которые обычно используются социологами в эмпирических исследованиях. Например, понятия «статус» и «роль», применяемые социологами при изучении процессов и явлений, никто не может непосредственно наблюдать, так как это высоко абстрактные понятия, отражающие многочисленные формы поведения людей и классы событий в социальных группах. Поэтому Хоманс вводит понятия более низкого, эмпирического уровня, отражающие происходящее в группах и доступные наблюдению социологов: взаимодействия, деятельность и чувства [4.5]. Деятельность относится к тому, что люди делают в данной ситуации, взаимодействие означает процесс, в котором единица действия одного лица стимулирует единицу действия со стороны другого лица, чувства относятся к внутренним психологическим состояниям людей, занятых в действии и находящихся во взаимодействии. Ученый отмечает, что изменения в одном из указанных элементов влекут изменения и в других составляющих данной ситуации.
Идеи Хоманса оказали существенное влияние на многочисленные исследования в индуктивной теории. К сожалению, со времени публикации его работы усилилась критика социологического теоретизирования, социология стала все больше сосредоточивать свое внимание на эмпирических исследованиях. Введенные им в теорию обмена ключевые понятия: деятельность, вознаграждение, ценность, чувство, взаимодействие, нормы, количество — широко используются сегодня сторонниками и последователями теории обмена.
В работе «Социальное поведение» Хоманс ответил на методологически и теоретически важный для исследователей вопрос: почему общество сохраняет согласованность в пределах малых групп? Общество, подобное группе, формируется и структурируется на основе процессов обмена, которые структурируются и вызывают формирование малых групп. В свете этого постулата он рассматривает процессы институализации в обществе [4.5].
Дальнейшее развитие теория обмена получила в работах структуралистов, в частности П. Блау, Р. Дарендорфа и других западных социологов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector