Light-electric.com

IT Журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Парадигма социального поведения

Парадигма социального поведения;

Парадигма социального определения

1. Образец: для сторонников социального определения объединяющей моделью стали посвященные социальному действию работы Макса Вебера.

2. Представление предметной области: творчество Вебера способствовало возникновению у социальных дефиниционистов интереса к вопросу о том, как авторы определяют социальные ситуации и как это определение влияет на последующее действие и взаимодействие.

3. Методы: сторонники парадигмы социального определения, хотя в большей степени применяют опросный метод наблюдения (Prus, 1996). Иначе говоря, наблюдение рассматривается как методология, характерная для социальных дефиниционистов.

4. Теории: в рамки парадигмы социального определения можно включить значительное количество теорий: теорию действия, символический интеракционизм, феноменологию, этнометодологию и экзистенциализм.

1. Образец: для социальных бихевиористов моделью служит творчество психолога Б. Ф. Скиннера.

2. Образ предметной области: с точки зрения социальных бихевиористов предметной областью социологии является неосознанное поведение индивидов. Особый интерес для них представляют награды, вызывающие желательные виды поведения, и наказания, сдерживающие нежелательное поведение.

3. Методы: характерным для социального бихевиоризма является эксперимент.

4. Теории: в понятие «социальных бихевиоризм» можно включить два теоретических социологических подхода. Первый – поведенческая социология, очень близкая к чистому психологическому бихевиоризму. Второй, гораздо более значительный подход, – теория обмена.

Абекромби, Н. Социологический словарь [Текст]/ Н. Абекромби, С.Хилл, Б.С. Тернер; пер. с англ. И.Г. Ясавеева; Под ред. С.А. Ерофеева. — 2-е изд., перераб. и доп. // М.: Экономика, — 2004.

Американская социологическая мысль. Тесты/ Под ред. В.И. Добренькова. // М.:Изд-во МГУ, — 1994.

Артемов, Г.П. Политическая социология: Учеб. Пособие [Текст]/ Г.П. Артемов // М.: Логос, — 2003.

Вебер, М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания: избранные произведения М, — 1990.

Вебер, М. Основные социологические понятия: Избранные произведения [Текст]/М. Вебер//М., — 1990. С. 601-628.

Громов, И.А. Западная социология: Учеб. Пособие для вузов [Текст]/ И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. — СПб.: // М.: Изд-во ДПК, -2003.

Добреньков, В.И. Социология: Учебник для вузов [Текст]/ В.И. Добреньков, А.И. Кравченко // М.: Инфра-М. Т-1: Теория и методология, -2003.

Добреньков, В.И. Фундаментальная социология: В 15 т. [Текст]/ В.И. Добреньков, А.И. Кравченко II М.: Инфра-М. — Т. 1 .Теория и методология, — 2003.

Кравченко. А.И. Социология [Текст]/ А.И. Кравченко // М.: Проспект, — 2005.

Масионис, Дж. Социология [Текст]/ Дж. Масионис // СПб.: Питер, -2004.

Общая социология [Текст]/Учеб.пособие под ред. А.Г. Эфеидиева//

Парсонс, Т. О структуре социального действия [Текст]/ Под ред. В.Ф. Чесноковой, С.А. Белановского // М.: Академический проспект, — 2000.

Ритцер, Дж. Современные социологические теории [Текст]/ Дж.

Ритцер. 5 -е изд. — Спб //Питер, — 2005.

Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов [Текст]/ Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др.; Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев; РАН Ин-т Социально-полит, исслед. // М.: НОРМА( Изд.гр. НОРМАИНФРА-М), — 2002.

Социологическая энциклопедия: в 2т. [Текст]/ Рук.науч. проекта Г.Ю. Семинин // М.: Мысль. — Т.2: Н-Я, — 2003.

Хрестоматия к курсу «Основы тендерных исследований» [Текст]/ Моск. Центр тендерных исслед.; Моск. Выш. Шк. Социальных и экон. наук. — 2-е изд. И М.: МЦГИ, 2001.

Шереги, Ф.Э. Социология политики: прикладные исследования [Текст]/ Ф.Э. Шереги И М.: Центр социал. Прогнозирования, — 2003.

Социологические парадигмы

В современной социологии, согласно Дж. Ритцеру, существуют пять основных парадигм – исходных концептуальных схем, объяснительных моделей, на которые опираются различные концепции. Они различаются в зависимости от того, как авторы понимают социальную реальность.

Парадигма социальных фактов сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов – социальным структурам и социальным институтам, которые рассматриваются в качестве реальных вещей. Ее возникновение связано с именем Э. Дюркгейма. В рамках этой парадигмы выделяются два противоположных теоретических направления – структурно-функциональный анализ (функционализм) и теории конфликта. Среди последователей данного направления можно назвать таких известных социологов, как П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Дарендорф.

Парадигма социальных дефиниций обязана своим возникновением работам М. Вебера. Социальная реальность здесь рассматривается через способ понимания людьми социальных фактов. Согласно этой парадигме, социальное поведение людей строится в соответствии с пониманием ими социальной реальности. К данной парадигме относятся следующие теоретические направления: символический интеракционизм, феноменологическая социология и этнометодология. Наиболее видными представителями являются А. Шюц, Г. Мид, Г. Гарфинкель, Т. Лукман.

Парадигма социального поведения опирается на психологическую ориентацию в американской социологии и выражается в бихевиористской социологии и теории социального обмена. Наиболее известным представителем первой является психолог Б. Скиннер, второй – Дж. Хоманс. Суть данной парадигмы заключается в понимании поведения человека как соответствующей реакции на определенные внешние стимулы. Особое внимание акцентируется на проблеме вознаграждения ожидаемого и наказания нежелательного социального поведения.

Парадигма психологического детерминизма возникла на основе учения австрийского психиатра З. Фрейда. Социальная реальность здесь рассматривается через призму извечного конфликта индивида и общества. Такие исходные постулаты фрейдизма, как доминирующая роль бессознательного, гиперсексуализм, эдипов комплекс, антропопсихологкческий редукционизм, впоследствии претерпели определенные изменения в теориях неофрейдизма (Э. Фромм, Д. Рисмен) и фрейдомарксизма (Г. Маркузе и Ф. Райх).

Парадигма социально-исторического детерминизма связана с работами классиков марксизма. В этой парадигме социальная реальность рассматривается как совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. В фокусе ее внимания – социальные структуры, которые, взаимодействуя друг с другом, порождают социальный процесс. Фактическое устранение из объяснительной схемы реального человека, приписывание ведущей роли в общественном .развитии производственно-экономическим факторам дают основание определить эту парадигму более точно как экономический детерминизм.

Несмотря на многочисленные попытки социологов, до сих пор не удалось создать единой общей социологической теории. Многие исследователи считают социологию мультипарадигмальной наукой, в которой сосуществуют различные парадигмы. Так, американский социолог Д. Ритцер разработал интегральную модель социальной реальности. Она представлена в виде взаимодействия четырех уровней социальной реальности: макрообъективного, макросубъективного, микрообъективного и микросубъективного (рис. 1.4).

Читать еще:  Методика изучения социализированности по рожкову

Значение этой модели в том, что она позволяет, во-первых, установить реальные взаимосвязи между различными уровнями социальной реальности (рис. 1.5), во-вторых, служит основанием классификации изучаемых явлений, в-третьих, требует применения соответствующей этим явлениям методики и техники.(Немировский В. Универсумная парадигма в российской социологии//Социология на пороге XXI века: Основные направления исследований/Под ред. С.И. Григорьева (Россия), Ж. Коэнен-Хуттера (Швейцария). 3-е изд., доп. и перераб. М., 1999. С. 84-87.)

Практически все названные парадигмы в той или иной мере представлены в отечественной социологической литературе. Преодолев идеологическое и теоретико-методологическое засилье марксизма, социология в нашей стране развивается в основном за счет восприятия западных социологических концепций.

Психофизиологическая парадигма поведения.

Еще в школьные годы, читая о Павлове, уяснила для себя связь между поведением человека и работой нейронов. Вот и Ухтомский объясняет сложные взаимосвязи матери и ребенка с точки зрения психофизиологии.

В нервной системе человека есть некие устойчивые области повышенной возбудимости центров, причем вновь приходящие возбуждения служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в прочей нервной системе разлиты явления торможения. Ухтомский, открывший это явление, назвал его Доминантой. Принцип доминанты делится надвое: в то время, как в доминирующей области растет возбуждение, впитывающее в себя все приходящие импульсы, те же приходящие импульсы усиливают торможение в других рефлекторных дугах, создавая таким образом доминантный центр торможения.
Этот самый аппарат доминанты формируется, как и вся наша психика, в раннем детстве, когда мать и ребенок находятся в состоянии симбиоза. Симбиоз — это такая форма взаимозависимости, где отсутствуют отношения, а есть только связи. Ребенок еще не имеет собственной индивидуальности, его сознание — вплетенное в совместную жизнедеятельность сознающее впечатление. У него еще нет возможности формировать свои собственные доминантные центры торможения, их работа очень энергозатратна. Но для того, чтобы быть полноценной личностью, ему эти центры нужны. И поэтому он прилепляется к матери, и они становятся как бы единым организмом, симбиотическим конечно. Мать в этом симбиотическом единстве как бы работает для ребенка этим центральным тормозом, сама при этом пребывая в состоянии иррадиационного торможения.
Этим объясняется, кстати, многое в поведении матери — она вся устремлена к нему и забывает себя. Это и необходимо ребенку, в результате у него формируются собственные тормозные доминанты, такие же как у мамы! Пока.
Но если устойчивая работа тормозной сибиотической доминанты не организована, т.е. нет симбиоза с матерью, ребенок страдает и физически и психически.
Есть еще один вариант симбиотической сопряженной доминанты, когда в ее состав включаются тормозные доминантные центры ребенка, а рефлекторные дуги находятся под доминантой матери. Тогда мать управляет поведением ребенка, он за нее выполняет энергозатратную деятельность торможения, сам при этом послушен и заторможен.
Симбиотический аппарат доминанты сохраняется до тех пор, пока у ребенка не созреет свой собственный, после чего симбиотическая связь уже не нужна. Но в реальности угасание симбиоза происходит не всегда. И тогда он превращается из нужного и полезного в инфантильный механизм, позволяющий одному человеку эксплуатировать другого, превращающий одного человека в жертву насилия другого. И тогда либо мать продолжает участвовать в создании тормозных доминант взрослого ребенка (ребенок эксплуатирует мать), либо мать становится энергетическим центром для ребенка, он же заторможен, не имеет собственных желаний, живет жизнью матери. Часто он тяготится своим положением, но изменить что-либо не в силах без посторонней помощи. Мать же чувствует себя вполне вольготно и не торопится эту помощь ему оказать.
Это же состояние симбиотической связи актуализируется в экстремальных ситуациях. Например, в ситуации, когда человек сталкивается с насилием, пи захвате заложников. Многие жертвы начинают себя вести весьма инфантильно, причем в этом поведении тоже имеются две крайности. Либо оказание хаотичного сопротивления и провоцирование конфликта с преступниками (неразвитое торможение), либо демостративная покорность, стремление опередить приказ и заслужить похвалу преступников (торможение доминирует).

Социальная парадигма

Социологические парадигмы

Понятие «парадигма» имеет множество значений. Под парадигмой в общественных науках понимается «исходная концептуальная схема, модель постановки и решения проблем, доминирующих на протяжении определенного исторического периода в научном сообществе». Изменение парадигм расценивается как научная революция. Проще говоря, парадигму с научной точки зрения можно определить как общий угол зрения на изучаемые феномены.

По словам С.А. Кравченко, «само возникновение социологической теории становится возможным лишь тогда, когда общество достигает определенного уровня динамической сложности, что выражается в появлении критического взгляда людей (прежде всего ученых) на характер изменений социальных институтов и самих себя». Это способствует формированию различных теорий и концепций, с помощью которых осмысливаются социальная реальность и ее динамика.

В социологии выделяют несколько наиболее отчетливых и значимых для развития социального знания парадигм, связанных с конкретными школами и направлениями.

Парадигма социальных фактов связана с именем Э. Дюркгейма и школой функционализма. В этой парадигме социальная реальность рассматривается как самостоятельная и не зависящая от воли и действий отдельных индивидов, состоящая из социальных фактов — социальных структур и институтов, которые и выступают предметом изучения социологии. Исторически кристаллизация функционалистской парадигмы произошла в трудах А. Рэдклифф-Брауна и Б. Малиновского. В дальнейшем в рамках этой парадигмы вычленились и получили самостоятельное развитие структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс, Р. Мертон) и теория конфликта (Р. Дарендорф). Общая гипотеза функционализма заключается в том, что любой конкретный социальный феномен должен исследоваться с точки зрения выполняемых им в обществе функций.

Парадигма понимания, или социологии действия, связана с именами М. Вебера и В. Парето. Здесь социальная реальность рассматривается сквозь призму понимания ее субъектами социального действия — индивидами. Согласно Веберу, в основе всякого действия лежит понимание и социолог должен выявить его, постигнуть рациональные мотивы актора. В дальнейшем развитие этой парадигмы привело к появлению таких направлений, как феноменологическая социология А. Шюца, этнометодология Г. Гарфинкеля, символический интеракционизм Т. Лукмана и Г. Мида. Базисная гипотеза этой парадигмы состоит в том, что любой социальный феномен должен пониматься как результат наложения индивидуальных действий.

Читать еще:  Управление социальными программами компании

Парадигма социального поведения представлена социальным бихевиоризмом Б. Скиннера и теориями социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау и получила распространение в американской социологии. Ее основной принцип состоит в том, что социальное поведение человека имеет реактивную природу, т.е. детерминировано простыми биологическими реакциями и представляет собой ответ на внешние раздражители и стимулы. Отсюда делается вывод о возможности управлять социальным поведением с помощью системы поощрений и наказаний.

Парадигма социально-исторического детерминизма связана с именами К. Маркса и его последователей. Здесь социальная реальность понимается как совокупность отношений, возникающих между людьми в процессе трудовой деятельности. Тем не менее роль самих реальных индивидов фактически минимизируется, а единственным фактором развития общества считаются социально-экономические структуры, взаимодействующие между собой согласно внутренней логике естественно-исторического процесса. Реальная историческая роль отводится не индивидам, а массам, причем последние могут действовать только в благоприятном для этого контексте взаимодействия структур.

Парадигма психологического детерминизма сформировалась на стыке социологии и психологии и на основе психоаналитической концепции 3. Фрейда, согласно которой внутренняя жизнь любого индивида определяется содержанием бессознательного уровня его психики. В этой парадигме социальная реальность понимается как продукт непрекращающейся борьбы индивидуального (инстинктивного) начала и подавляющего его общества. Этой борьбой объясняются происхождение культуры, искусства, поступки индивидов, возникновение и массовый успех идеологий, направленность политики государств. Впоследствии из подхода Фрейда развились фрейдомарксизм (Г. Маркузе, Ф. Райх) и неофрейдизм (Э. Фромм, Д. Рисмен).

В другой классификации социологических парадигм, о которой упоминает российский социолог В.П. Култыгин, парадигмы выделяются по методологическому критерию, и их всего три — натуралистическая, интерпретирующая и оценивающая.

Натуралистическая парадигма объединяет социологические направления, основанные на методах исследования, близких к методам естественных наук. Типичными представителями этой парадигмы являются, например, О. Конт, Г. Спенсер. В рамках данной парадигмы исследуется только объективный факт, практикуются математические и эмпирические методы исследования.

Интерпретирующая парадигма основывается на признании принципиального различия между предметом и методами естественных наук и социальных. Отсюда вытекает необходимость для социологии не констатировать и изучать объективные факты социальной жизни, а ориентироваться на понимание субъективного мира акторов, их мотивов и побуждений. Такова «понимающая социология» Вебера и унаследовавшие те же методы этнометодология и феноменологическая социология.

Оценивающая парадигма предполагает соединение чисто исследовательской деятельности социолога с социально-критической и, возможно, социально-преобразующей. В рамках этой парадигмы социологические концепции имеют критический и преобразующий потенциал и связаны с оценкой социальной реальности. Представителями оценивающей социологии являются К. Маркс, К. Поппер, А. Этциони, Ч. Р. Миллс.

По мнению Г.Е. Зборовского, современную социологию можно представить как мозаичное панно, отражающее различные по масштабам, цветовой гамме, конфигурации составляющие, но в этом панно можно выделить упорядоченную структуру, в которой соединяются социологические теории, парадигмы и метапарадигмы. Под метапарадигмой понимается обобщающая теоретическая характеристика родственных парадигм; объектом исследования мстапарадигмы являются парадигмы и теории, взятые во взаимосвязи. В качестве примера метапарадигмы можно назвать неклассическую социологию, теоретическими составляющими которой выступают парадигмы символического ингеракционизма, феноменологии, этнометодологии, обмена. В теоретической социологии выделяются пять метапарадигм: классическая, неоклассическая, постклассическая, неклассическая, постнеклассическая. Формирование классической метапарадигмы приходится на конец XIX — начало XX в. и соответствует классическому этапу развития социологии, а последующие четыре метапарадигмы возникли в XX в., существуют и развиваются на современном этапе теоретической социологии. В классификации Зборовского каждой метапарадигме соответствуют определенные социологические парадигмы и теории.

Шпаргалка по социальной психологии (2 стр.)

2) эволюционный подход У. Макдугалла – направлен на поиск причин социального поведения в физических и психических склонностях, помогавших нашим предкам выживать и производить потомство. Предполагается, что животные, наиболее приспособленные к условиям окружающей среды, имеют больше шансов выжить и произвести на свет жизнеспособное потомство, передав ему по наследству соответствующие свойства. Эти свойства со временем заменяются новыми свойствами живых организмов, больше подходящими для определенной среды;

3) Теория социального научения (А. Бандура и Р. Уолтерс) – социальное поведение рассматривается как продукт прошлого опыта индивида и его научения в процессе получения вознаграждений и наказаний. Особая роль в развитии тех или иных поведенческих форм отводится подражанию. Так, например, дети могут научиться агрессии, наблюдая за различными формами агрессивного поведения взрослых. Важная роль в развитии индивидуального поведения отводится также убеждениям, ожиданиям, возможности выбора и самоподкреплению;

4) феноменологический подход К. Левина – социальное поведение человека направляется его субъективной интерпретацией событий социального мира. Основным в системе взглядов Левина на социальное поведение человека является понятие «жизненного пространства», в которое входит вся сумма возможных событий, которые влияют на индивида из прошлого, настоящего и будущего, как это ему представляется. Поведение человека при этом рассматривается как его движение сквозь участки данного жизненного пространства, одни из которых привлекательны, а другие – нет. Интерпретация человеком той или иной ситуации, согласно Левину, связана с его целями в данный момент. Так, например, если фанат какой-нибудь футбольной команды желает ввязаться в драку споклонниками «чужой» команды, он может интерпретировать случайный толчок как агрессивный выпад с другой стороны;

5) социально-когнитивный подход – сосредоточивается на ментальных процессах, участвующих в том, каким образом индивид обращает внимание на социальные события, интерпретирует их и сохраняет в памяти. Сторонники этого подхода считают, что психические процессы, связанные с тем, какие именно события привлекают внимание человека, как он интерпретирует эти события и хранит их в своей памяти, особым образом способны влиять на социальное поведение человека, направляя его вниманием к тому или иному аспекту ситуации. Они также могут оказывать влияние на понимание этой ситуации на основе возникших у него ассоциаций данного события с аналогичным опытом прошлого, сохранившимся в памяти.

Читать еще:  Правоотношения по социальному обеспечению являются

Рассмотренные подходы к пониманию социально-психологических явлений не противоречат друг другу, а представляет собой лишь одну из граней социально-психологического анализа, которые взаимно дополняют друг друга… Сочетание этих подходов и их комплексное использование обеспечивают всестороннее изучение того или иного явления социальной психологии.

4. Развитие отечественной социальной психологии

Основоположником отечественной социально-психологической мысли был Н.К. Михайловский, который впервые обобщил опыт наблюдения и анализа массовой психологии, накопившийся в русской социологии, художественной литературе и публицистике. Он рассматривал толпу как «самостоятельное общественно-психологическое явление», считая, что герои являются порождением толпы, которая выдвигает их в определенные моменты истории. Толпа неосознанно подражает герою, что объясняется легкой внушаемостью масс, их податливостью силе личности героя.

На развитие социальной психологии в России сильное влияние оказывал марксизм. Г.В. Плеханов рассматривал «общественную психологию» как конкретно-историческое и классовое явление.

Экспериментальная социальная психология. В.М. Бехтерев, считая объективные методы единственно возможными при изучении психики, способствовал использованию экспериментальных методов к явлениям социальной психологии. Он рассматривал групповую психику как совокупность условных рефлексов. Бехтерев дал характеристику различных социальных групп, создал оригинальную классификацию коллективов. Законы психологии масс он сводил к физическим законам. Эксперименты, проведенные Бехтеревым совместно с М.В. Ланге, показали существенное влияние группы на особенности психической деятельности ее членов, выявили половые, возрастные, образовательные и природные различия сдвигов психических процессов в условиях групповой работы. Было установлено, что группа может стимулировать психическую деятельность одних своих членов и в то же самое время тормозящим образом влиять на других.

В 20-е гг. большое внимание уделялось социально-психологическим проблемам детских, ученических коллективов (Е.А. Аркин, Б.В. Беляев, и др.), социальной психологии труда, управления организациями (Н.А. Витке и др.).

Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского придерживалась мнения, что «в процессе исторического развития общественный человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции, вырабатывает и создает новые формы поведения – специфически культурные». Эта теория оказала большое влияние на исследования развития поведения ребенка.

С 30 по 50-е гг. социально-психологических работы практически не проводились по идеологическим соображениям, если не считать работ А.С. Макаренко, который считал главной целью воспитания формирование коллективиста, провозглашая приоритет коллектива над личностью. При этом одной из важных задач является воспитание потребностей «коллективиста».

Возрождение социальной психологии как науки в конце 50-х гг. началось с обсуждения вопроса о предмете социальной психологии. В 1962 г. была создана первая в стране лаборатории социальной психологии в Ленинградском государственном университете (под руководством Е.С. Кузьмина). Проводились работы по эмпирическому исследованию фольклора, взаимоотношений в производственных бригадах, школьных классах.

Б.Ф. Поршнев впервые у нас в стране ставит вопрос о таких социально-психологических категориях, как «мы» и «они».

В 1968 г. в Ленинградском университете (под руководством Е.С. Кузьмина), а в 1972 г. в Московском университете (под руководством Г.М. Андреевой) были открыты первые кафедры социальной психологии. Выходят в свет первые учебные пособия по социальной психологии, проводятся социально-психологические исследования на промышленных предприятиях, в учреждениях государственного управления, школах, вузах, спортивных коллективах, центрах искусства и культуры, организациях системы здравоохранения.

5. Парадигмы социальной психологии

Парадигма – совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе.

Естественно-научная парадигма в социальной психологии ориентировалась на идеал строгого объективного физического знания, а также запросы различных сфер общественной практики. Она отрицала специфику исследования человека, признавала приоритет метода перед теорией и отдавала предпочтение индуктивному подходу в исследовании.

Позитивистская парадигма придерживается убеждения в принципиальной познаваемости внутренних каузальных механизмов, управляющих социальным поведением.

Неопозитивистская парадигма заключаются в признании:

1. натурализма – социальные явления подчиняются природным и социально-историческим законам;

2. сциентизма, согласно которому методы социального исследования должны быть такими же точными, строгими и объективными, как методы естествознания;

3. бихевиоризма – «субъективные аспекты» человеческого поведения можно исследовать только через открытое поведение;

4. верификации – истинность научных понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических процедур;

5. квантификации – все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно;

6. методологического объективизма, по которому социальная наука должна быть свободна от ценностных суждений и связи с идеологией.

Согласно данному подходу социальная психология понимается как ветвь психологии, которая изучает процесс взаимодействия людей. Главная цель социальной психологии состоит в установлении общих законов для описания и объяснения социального взаимодействия.

Парадигма преобразования – ведущая парадигма отечественной социальной психологии. В её основе лежит идея Маркса, согласно которой, для того, чтобы объяснить (понять) объект или явление, необходимо попытаться его изменить, преобразовать, подчинить. Основным методом познания признаётся метод преобразования и конструирования реальности. Главным условием успешности метода является его способность выявить в объекте и использовать основное движущее, развивающее этот объект, внутреннее противоречие.

Парадигма социального конструкционизма. На метатеоретическом уровне большинство исследований конструкционистской ориентации обнаруживают приверженность одной или нескольким гипотезам следующего характера:

1) научная истина не тождественна знанию о мире как он есть, а научная теория не может быть сведена к описанию этой истины избранными исследователями. В рамках данной парадигмы эксперимент рассматривается в качестве одного из возможных риторических приемов поиска «истины» (т. е. дешифровки значений в языковой деятельности человеческого сообщества);

2) термины, в которых происходит осмысление мира, являются социальными артефактами, продуктами исторически обусловленного взаимообмена между людьми;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector