Light-electric.com

IT Журнал
13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Структура социальных движений

Понятие «социальное движение»

В современном обществе все чаще субъектами социальных трансформаций становятся социальные движения — коллективные, более или менее организованные действия людей, мобилизованных для отстаивания социальных изменений или сопротивления этим изменениям. Они представляют собой организованную и массовую форму поведения больших групп. Социальные революции и религиозные реформы — наиболее яркие примеры.

Социальные движения — это наиболее мощные силы, которые приводят к изменениям в современном обществе. Эти изменения могут проходить двумя путями. Первый исходит из активности масс; второй — из активности властных структур (государственных деятелей, менеджеров, администраторов и т. д.). Одни изменения могут быть результатом заранее продуманных, преднамеренных действий, другие — результатом стихийных, непреднамеренных действий.

Взаимодействие сознательного и стихийного в социальном движении порождает:

¾ латентные (скрытые) изменения, которые возникают «снизу»; например, благодаря людям, живущим реальной жизнью, делающим свой выбор и представляющим свои цели в экономической и социальной сфере. Многообразие разрозненных действий приводит к появлению долговременных или кратковременных тенденций в социальном движении;

¾ латентные изменения, осуществляемые «сверху»; например, благодаря действиям правительства, приводящим к неожиданным побочным явлениям, которые не предполагались;

¾ явные изменения, производимые «снизу»; например, когда правительство приступает к политическим или экономическим реформам под давлением масс;

¾ явные изменения, происходящие «сверху»; например, успешное выполнение планов, приведение в действие реформ правительством, административным или управленческим аппаратом.

Генезис социального движения связан с возникновением в недрах общества конфликтов и дезорганизации, недовольства социальной системой общества. Эрозия прежней системы ценностей побуждает определенную часть общества искать новые формы самореализации, а затем, по мере возрастания напряженности, объединяться в социальное движение. Осознание единых ценностей может приобретать форму утопий, политических мифов, идеологических доктрин.

В противоположность старому рабочему движению новые социальные движения, такие, например, как экологическое, феминистское, за мир
и безопасность, не выдвигают на первое место явно выраженные экономические требования. Их гораздо больше волнуют темы культуры, вопросы самостоятельности, прав человека, а также проблемы, связанные
с новыми ситуациями, риском, которому подвергаются люди, независимо от их социального положения.

Таким образом, социальное движение — это свободно организованная общность людей, действующая самостоятельно в неинституциолизированной форме для того, чтобы произвести определенные изменения
в обществе:

¾ для установления нового порядка общественной жизни;

¾ преобразования социального порядка;

¾ принятия новых форм и ценностей;

¾ обеспечения коллективных усилий по контролю над изменениями или корректировке их направления.

Социальные движения существуют дольше, чем толпы, массы и сборища — конгломераты и они более интегрированы. Имеется четкая связь между социальными движениями и социальными изменениями. Причем изменения являются основной характеристикой социальных движений. Принято считать, что социальные движения более динамичны, чем другие социальные формы общественного развития.

Социальные движения имеют свои предпосылки и причины возникновения:

¾ демографическое объединение больших масс людей в регионах индустриализации и урбанизации, приводящее к высокой «моральной» плотности и социально-психологической напряженности населения. Это создает новые возможности для общения и взаимодействия, выработки групповой идеологии;

¾ социальное отчуждение как обособление индивида в обществе. Индивидуальный опыт отчуждения, одиночества и изоляции вызывает стремление к общности и солидарности с другими. Поэтому участие
в социальном движении позволяет удовлетворить экзистенциальную потребность человека в установлении связей и идентичности;

¾ социальное неравенство, расслоение людей на «богатых» и «бедных» приводит к иерархии власти и престижа, к стремлению низших слоев населения объединиться в социальном движении; люди обнаруживают, что они лишены многих благ и это формирует психологическую готовность к участию в социальном движении;

¾ политический плюрализм открывает широкое поле для коллективных действий большим массам людей;

¾ степень внутренней свободы человека предоставляет ему возможность контролировать и манипулировать ею. Вера в то, что социальные изменения и прогресс зависят от действий людей — важная идеологическая установка активности человека и мотивации социальных движений;

¾ повышение образовательного уровня способствует более активному участию людей в социальных движениях, повышению их сознательности и развитию социального интереса;

¾ средства массовой информации (СМИ) ускоряют формирование социальных движений, общественного мнения, способствуют использованию опыта других, социально или географически удаленных друг от друга групп, общностей, наций.

Большинство людей участвуют в движениях косвенно. Они вносят свой вклад тем, что симпатизируют и поддерживают программу движения, не участвуя напрямую в каких-либо формальных организациях, возглавляющих социальное движение. Формальные организации, например, Фонд мира, претворяют абстрактные цели и идеалы движения в практику конкретных действий — финансирование и организацию велопробегов, сбора подписей, митингов и манифестаций, презентаций, рекламы в прессе.

Социальные движения длятся многие годы, и даже десятилетия. Движение за отмену рабства негров (аболиционизм) в США началось в конце XVIII в., а закончилось в конце XX в. За это время менялись участники, промежуточные цели, тактика и методы борьбы. Некоторые движения,
к примеру, за гражданские права и феминизм, имеют множество рабочих групп, разбросанных по разным городам и даже странам. Многие политические партии начинали свою историю как общественные движения.

7.3. Социальные движения в современном
обществе. Типы социальных движений

Социальные движения проходят фазы возникновения, формирования, развития, угасания и исчезновения. Такой путь может быть коротким или продолжительным. Внутри движения на протяжении всего цикла идут постоянные внутренние процессы, которые охватывают не только участников движения, но и его организации, институты и нормативные системы.

На первом этапе социальное движение аморфно, плохо организовано. Но по мере своего формирования коллективное поведение приобретает организацию, набор стандартных обычаев и традиций. Ценностных ориентаций. Что же касается правил, ценностей, институтов прошлого, то им бросается вызов, они критикуются, квалифицируются как недостаточные, неадекватные новым реалиям и ситуациям.

В то же время динамика социальных изменений предполагает взаимодействия между различными социальными движениями, которые отличаются друг от друга:

¾ по мировоззренческой ориентации, особому мировосприятию;

¾ по масштабам предполагаемых изменений;

¾ по качеству предполагаемых изменений;

¾ по отношению к целям предполагаемых изменений; одни движения сосредоточиваются на изменении социальных структур, другие — на изменении личности;

¾ по стратегической направленности изменений.

В соответствии с целями, которые преследуются, социальные движения подразделяются на следующие типы:

1. Реформаторские движения выступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы.

Примером является движение «Демократическая Россия» сформировавшееся в конце 1980-х гг.; тогда оно находилось в оппозиции правящему коммунистическому режиму. В 1990 г. оно добилось избрания на пост президента России своего кандидата — Б. Н. Ельцина. В борьбе за власть «Демократическая Россия» использовала выступления в прессе, на радио и телевидении, митинги и демонстрации, давление в парламенте. К реформаторским можно отнести экологическое и феминистское движения, «Народные фронты» в Прибалтике. Они выступают за крупномасштабные или частичные изменения в обществе. Сюда относятся также движения за и против абортов, требующие изменения в законодательстве, движения за права животных, которые призывают запретить эксперименты над ними, движения за права сексуальных меньшинств, освобождение женщин, движения за права фермеров и т. д.

2. Регрессивные движения выступают за возвращение (частичное или полное) к старым порядкам.

Обычно такие движения организуют те политические силы, которые раньше находились у власти, а после «августовской революции», уйдя
в оппозицию, организовали регрессивное движение за возвращение общества к социализму. Регрессивными можно назвать «Национальный фронт трудящихся», т. к. это движение борется за то, что уже когда-то существовало, пусть даже в извращенном виде, как полагают его сторонники. Сюда же относятся движения экологические, фундаменталистские религиозные, эмигрантские, монархические, за этническое возрождение, спасение Отечества, в защиту региональной культуры и т. д. Но к регрессивным движениям нельзя отнести «Память», т. к. она отстаивает то, чего не было при социализме.

3. Утопические движения выступают за построение для группы истинных последователей идеального общества.

Средневековые коммуны, движения зеленых, «Лонга май», кришнаитов, антиглобалистов и другие относятся к утопическим. Английский предприниматель, а затем теоретик утопического социализма Роберт Оуэн (1771—1858 гг.) основал опытные коммунистические колонии в США («Новая Гармония») и Англии, лишенные частной собственности, классов и эксплуатации. Его начинания оказались неудачными, и вскоре данное утопическое движение прекратило свое существование.

Читать еще:  Программа для раскрутки социальных сетей

4. Революционные движения подразумевают коренное изменение существующего строя, его ценностей и институтов.

Такие цели требуют экстраординарных средств. Хотя и не все революционные движения участвуют в акциях насилия, террористическая тактика (захват заложников, ограбление банков, убийство политических лидеров, взрывы в местах массового скопления народа) является визитной карточкой революционеров на Ближнем Востоке, в Ирландии, Западной Европе, Латинской Америке.

В целом революционные движения ориентированы на будущее, их можно назвать прогрессивными. Это, например, движение за гражданские права, национальное освобождение, тотальное изменение общества, его социальных институтов, внедрение нового образа жизни.

5. Следующий тип социальных движений — экспрессивные. Участники экспрессивных социальных движений (религиозные, «Рок против наркотиков» и др.) не стремятся к перемене социального строя, но их экспрессивное поведение может оказывать воздействие, как на отдельных людей, так и на общество в целом. Люди, участвующие в этих движениях, находятся внутри ограниченной социальной системы, из которой они не в силах вырваться, не в состоянии изменить ее, но с помощью мечты, фантазии, танцев, игр и других форм эмоциональной экспрессии находят долгожданное эмоциональное облегчение, что делает их жизнь более терпимой.

6. Движения сопротивленияесли революционные движения возникают среди людей, которые неудовлетворенны тем, что социальные изменения протекают слишком медленно, то движения сопротивления возникают среди тех неудовлетворенных людей, которые считают, что изменения в обществе происходят слишком радикально и быстро. Подобные движения всегда сопровождаются усилиями определенных социальных групп, направленных на блокирование возможных или искоренение уже произошедших изменений.

Виды, типы, функции социальных движений

По целям, интересам, формам деятельности различаются несколько видов социальных движений. В их числе:

1. Экспрессивные движения — игнорируют несправедливую действительность, либо соглашаются с ней, не модифицируют ее, но модифицируют свое отношение к ней. Как бы уходят от реальности в мечту, ритуалы, прошлое, традиции. Хиппи, рокеры, люберы и т.д. — есть попытка создать свою субкультуру, дистанцироваться от общества.

2. Утопические движения — это общества совершенства, идеальные социальные системы, существующие только в человеческом воображении, описанные писателями и мыслителями (движения первых христиан, религиозные секты Востока, общество Томаса Мора «Утопия» и др., создаваемые на основе равенства, коммуны, общины).

3. Революционные движения — приводят к насильственному, неожиданному, стремительному, полному изменению социальной системы, структуры, и функций основных социальных институтов.

4. Движения сопротивления — выступления тех, кто считает, что изменения в обществе идут слишком быстро. Это усилия определенных групп по блокированию возможных или уже прошедших изменений. Они сопровождают революции или реформы — оппозиция.

5. Реформаторские движения – стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному функционированию этой системы (аболиционистские – за отмену какого-либо закона, экологические – за охрану окружающей среды, феминистские – за равноправие женщин).

6. Секулярные (светские) движения – их идеологическое обоснование не содержит религиозных идей, а порою отличается программной антирелигиозностью и атеизмом.

7. Религиозные движения – идеи, лозунги почерпнуты из религиозной традиции, порою желают создавать новую религию, соответствующую политическим идеалам тех, кто их возглавляет. Другие религиозные движения наоборот выступают за чистоту религиозного учения. В настоящее время набирают силу женские движения в защиту прав женщин и детей, движения сексуальных меньшинств за легализацию и связанные с ней права, консервативные, фундаменталистские движения и другие.

В зависимости от группообразующих признаков можно назвать типы общественных движений:

— по отношению к существующему строю — консервативные, реформаторские, революционные;

— по идеологической основе — либеральные, демократические, тоталитарные, социалистические;

— по демографическому признаку — национально — освободительные, за самоопределение нации, за культурно — национальную автономию;

— по масштабам — региональные, республиканские, государственные, международные;

— по методам и способам действия — легальные, нелегальные, формальные, неформальные.

Социальные движения, как показывает практика, имеют под собой объективную основу, ставят перед собой цели, стремятся к их достижению. Последствия их деятельности доказывают, что многие из них несут солидные социальные функции:

— они концентрируют интересы, настроения, широких слоев населения;

— выдвигают цели, выражающие интересы народа, разрабатывают способы его достижения;

— создают крупную социальную силу, способную решать важные социальные проблемы;

— социальные движения часто стоят во главе массовых выступлений, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные акции;

— на их основе создаются массовые объединенные социальные движения, часто формируются партии.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение социального движения. В чём отличие между революционным и реформистским движениями?

2. Основные виды социальных движений.

3. Условия развития и жизненные циклы социальных движений.

4. Назовите основные социальные движения реальности и их предназначения.

5. Какого типа личности наиболее подвержены участию в социальных движениях?

Рефераты

1. Социальные движения: типы, причины, трансформация, циклы.

2. Модели современных социальных движений во взглядах ученых-социологов.

Контрольные вопросы

1. Социальные движения и их виды.

2. Основные потребности, направляющие поведение человека.

1. Жизненные циклы социальных движений.

2. Социальные взаимодействия, их виды и предназначения.

1. Основные условия развития социальных движений.

2. Стадии развития революционных движений.

ТЕСТ

1. Назовите, что наиболее реально раскрывает суть социальных движений.

Социальные движения – это совокупность усилий, направленных на специальные изменения;

Социальные движения – это жизненный цикл, объединяющий группы, классы и другие элементы общества;

Социальные движения – это массовые коллективные действия по реализации интересов.

2. Верно ли, что социальные движения прекращают существование, обрастая нормами, правилами, уставами?

3. Охарактеризуйте, в чем сущность социальных движений, таких как:

4. Продолжите перечисление жизненных циклов социальных движений:

Стадия беспокойства, _

5. Верно или неверно, что среди предпосылок возникновения социальных движений имеют место:

Барьеры в социальной структуре

Контакты между неудовлетворенными людьми

Вера в то, что коллективные действия ослабят неудовлетворенность

Наличие идеологии, оправдывающей социальные действия.

6. Продолжите перечисление основных видов взаимодействий: межличностные _

7. Верно или неверно, что на поведение людей влияют потребности:

Удовлетворение голода и жажды;

Дыхания, обмена веществ, сна, игры;

Общения с себе подобными;

Литература

1. Социология общественных движений: концептуальные модели 1989-1990. – СПб, 1990

2. Волков Ю.Г., Мостовая и.В. Социология. – М., 1998

3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М. Центр, 1996

4. Гидденс Э. Социология. – М., 1999

5. Кравченко А.и. Социология. – Екатеринбург. – М., 1998

6. Волков Ю. Социология/ Под общ. Ред. доктора философских наук профессора В.И. Добренькова – Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2005

Структура социальных движений

Характеристики западных общественных движений

Характеристики общественных движений в России

Стихийность, неорганизованность, протестность, не сформулированные точно цели и задачи движений.

Ориентированность на изменение социального устройства и структуры ценностных установок в обществе.

Представлены интересы не широких слоев населения или конкретных групп, а лишь наиболее социально обделенных людей, считавших, что их положение может измениться только при смене социально-политической системы.

40-е – начало 60-х годов

Положено начало массовой социальной активности и самодеятельному объединению граждан

Возникновение массовых экологического и политического общественных движений, которые также были стихийными, слабо организованными, протестными («митинговый период).

Поддерживали начавшуюся перестройку, т.е. также ориентированы на изменение социального устройства и ценностных установок общества.

Не представляли интересов широких слоев населения и даже конкретных групп, а лишь социально активной части населения.

Конец 80-х – начало 90-х годов

Организационный или стратегический, тип: формируются организации, определяются цели и задачи, мобилизуются ресурсы для их достижения.

Движения представляют экономические и социальные интересы различных социальных групп, борются за их права.

Характер требований — реформы, требования не выходят за рамки представлений и установок современной социально-политической системы.

Вторая половина 60-х – 70-е годы

Читать еще:  Одноклассники социальная войти

На Западе -институционализация требований и самих движений как легитимного участника политического процесса

В России – институционализация в виде государственной регистрации и закона об ОД почти без институционализации требований и самих движений как легитимного участника политического процесса.

Организационный или стратегический: формируются организации, определяются цели и задачи, мобилизовываются ресурсы для их достижения (в основном гранты западных фондов).

Появляются ОД, выражающие экономические и социальные интересы различных социальных групп и оказывающие им помощь вместо государства, представлять интересы почти невозможно в виду отсутствия политических каналов.

Большинство ОД практически не выдвигают требований, работают на становление новой социально-политической системы.

Первая половина 90-х годов

Ведущая роль принадлежит «новым социальным движениям», которые уже не отстаивают экономические интересы при помощи организаций и их институционализации, а выдвигают новые ценностные ориентиры и требования, пытаются внедрить их в сознание общества.

На повестку дня снова поставлен вопрос о радикальном изменении действующей системы.

80-е – начало 90 годов

Формирование новой системы ценностей и установок, дающей основу для изменения «доминирующей социальной парадигмы».

Институционализируются их требования – появилась экологическая политика, признаны справедливыми требования женщин и меньшинств о равноправии и т.п.

Традиционные ОД продолжают выражать экономические и социальные интересы различных социальных групп и оказывают им помощь вместо государства.

«Новые социальные движения» — правозащитное и экологическое – продолжают действовать.

По-прежнему стремятся внедрить в сознание общества свои ценностные ориентиры и требования, сопротивляясь институционализации.

Выступают за учет новых ориентиров при продолжающемся формировании социально-политической системы.

Вторая половина 90-х годов

Полная институционализация и новых и традиционных движений, включенность в политическую систему, четко определенные роли и функции в ней.

90-е годы – по настоящее время

«Экспертократия», «проектификация», «семинаризацией» ОД, утрачивается их связь с обществом, зато теснее связь с государством, ставятся только «легко решаемые задачи», их требования не выходят за рамки представлений и установок современной социально-политической системы.

Продолжение институционализации ОД в виде проведения Гражданского форума и последующей установки на взаимодействие власти и ОД, стремление ОД к собственной институционализации, а не своих требований и ценностей.

2000 – по настоящее время

Классификация социальных движений

Социологи различают несколько типов социальных движений:

· По масштабам предполагаемых изменений:

o Реформистские — эти движения стремятся к изменениям лишь некоторых элементов и норм системы, обычно легальными методами. Примерами таких движений могут являться профсоюзы, ставящие своей целью расширение прав работников; зеленые, выступающие с рядом экологических законодательных инициатив; движения, выступающие в поддержку введения смертной казни или права на аборт. Некоторые реформистские движения могут защищать изменения в обычаях или моральных нормах, такие как, например, осуждение порнографии и распространение некоторых религий.

o Радикальные — такие движения выступают за изменения системы в целом. Они затрагивают вопросы фундаментальных общественных изменений, в отличие от реформистских. Примерами радикальных движений могут служить Движение за гражданские права в США, требовавшее полных гражданских прав и равенства перед законом для всех американцев, независимо от расы (это движение было довольно широким и включало в себя как радикальные, так и реформистские элементы); польская Солидарность — движение, требовавшее трансформации сталинистской политической и экономической системы в демократическую; движение против апартеида в ЮАР.

· По типу изменений:

o Прогрессивные (также используется термин инновационные) — движения, стремящиеся к внедрению в жизнь различных нововведений — новых институтов, законов, образа жизни, религиозных воззрений и т. д. К таким движениям можно отнести республиканские (по отношению к государственному устройству), социалистические, феминистские.

o Консервативные (также используется термин ретроактивные) — движения, ставящие своей целью возвращение к ранее существовавшему образу жизни. К таким движениям относятся: экологические, фундаменталистские (в религиозном смысле), монархические.

· По отношению к целям изменений:

o Направленные на изменения социальных структур — движения, которые могут выступать, в частности, за изменения политической системы. Такие движения могут трансформироваться в политические партии и организации или присоединяться к ним, однако многие остаются за пределами реформистской политической системы.

o Направленные на изменения личности — к таким движениям относятся религиозные движения, в том числе сектантские.

· По методам работы:

o Мирные (ненасильственные) — движения, выступающие за реализацию своих требований мирными средствами в противовес насильственным. Такими были Движение за гражданские права в США; движение «Солидарность» в Польше; гандизм в индийском национально-освободительном движении.

o Насильственные — движения, использующие методы вооруженной борьбы. К таким движениям можно, например, отнести Сапатистскую армию национального освобождения, РАФ (Фракция Красной Армии — немецкая леворадикальная террористическая организация городских партизан, действовавшая в ФРГ и Западном Берлине).

o Старые — движения за изменения, сформировавшиеся, преимущественно, в XIX веке и отстаивающие интересы тех или иных социальных классов или групп — движение рабочего класса, движение крестьян, движение аристократов, протестантов и т. д. Эти движения сконцентрированы вокруг экономических интересов.

o Новые — движения, начавшие активно развиваться примерно с середины XX века. Это феминистское движение, энвайронментализм, движение за гражданские права, движение за права сексуальных меньшинств, движение за мир, антиядерное движение, антиглобализационное (или альтерглобализационное) движение и т. д.

· По зоне распространения:

o Глобальные — движения, ставящие перед собой глобальные цели. К таким движениям относятся: первый, второй, третий и четвертый интернационалы, движение мировых социальных форумов, Народное глобальное действие, анархистское движение.

o Локальные — большинство движений имеет локальный уровень и ставит перед собою локальные или региональные цели, такие как защита местной природной среды, сквотирование (акт самовольного заселения покинутого или незанятого места или здания) зданий и строений и т. д.

o Мультиуровневые — движения, сочетающие в себе решение задач на локальном, региональном, национальном и международном уровнях.

Понятие и классификация социальных движений

  • Общество
  • Понятие и признаки общества
  • Сферы жизни общества
  • Общество как социальная система
  • Цивилизационный и формационный подходы
  • Человек в обществознании
  • Типология общества
  • Типы обществ
  • Правовое государство

Понятие социальных движений

Социальные движения — это отчетливо выделяющиеся формы коллективного действия, направленные на реорганизацию общества или какой-либо из его частных структур. Жизнь людей в обществе всегда порождала социальные движения, но в XIX-XX вв. они превратились в поистине массовое, повсеместное и крупномасштабное явление. Уже в середине XIX в. это вызвало рост научного интереса к причинам возникновения таких движений, условиям их массового распространения и социальным последствиям.

Рассматривая феномен социальных движений в самом общем виде, можно сделать вывод, что все они, хотя и обусловлены совершенно разными социальными процессами, имеют единый механизм: путем перегруппирования и мобилизации индивидов ориентировать их на изменение существующих социальных институтов, структур и поведенческих норм.

Французский социолог А. Турен предложил двухуровневую классификацию движений, различая их по уровню типов и уровню условий возникновения. Например, Жакерия — крупнейшее в истории Франции восстание крестьян (1358) принадлежит к типу «летучих» движений протеста, гак же как и голодные бунты, периодически сотрясающие большие города третьего мира.

Преследуемые движениями цели в качестве критерия классификации социальных движений предлагает Н. Смелзер. Например, нормоориентированные движения руководствуются утилитарной логикой: они направлены на улучшение условий труда и повышение оплаты труда; ценностно ориентированные движения, напротив, мотивируются идеальными целями; для них характерны развитые идеологии, содержащие обоснование их целей и методов, наличие перспективных программ и харизматических лидеров.

Революционные движения стремятся изменить общество, полностью отменив существующую систему ценностей.

Реформаторские движения стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному функционированию этой системы. Реформаторскими являются аболиционистские (движения за отмену какого-либо закона), экологические (движения за охрану окружающей среды), феминистские (за равноправие женщин) и др.

Движения сопротивления как социальные движения ставят цель не добиться перемен, а блокировать введение изменений или отменить уже осуществленные изменения. Например, движение чернокожего населения южных штатов за введение гражданских прав вызвало ответ белого населения — организацию советов белых граждан и Ку-Клукс-Клана (1865).

Экспрессивные социальные движения отличаются стремлением осуществить не институциональные изменения, а возрождение или обновление людей изнутри (часто при этом вожди движения дают обещания будущего спасения). Примером такого социального движения является религиозная секта пятидесятников. Хотя подобные движения в основном возникают в среде наиболее непривилегированного населения, религиозные секты не стремятся добиться всесторонних социальных перемен; их цель состоит не в изменении мира, а в спасении индивидов от этого мира, приобретающего все более уродливые формы. Как правило, члены таких сект убеждены, что второе пришествие мессии уже не за горами и единственное спасение состоит в обращении в истинную веру и духовном перерождении.

Читать еще:  Www вконтакте социальная

Социальные движения можно классифицировать также на секулярные, или светские, и религиозные.

К секулярным движениям относятся те из них, идеологическое обоснование которых не содержит собственно религиозных идей, и даже такие, которые отличаются программной антирелигиозностью и атеизмом. Например, Октябрьская революция 1917 г. в России была типично секулярной и атеистической, сопряженной с антицерковными мерами и идейной борьбой против любой религии.

Религиозные движения используют в качестве лозунгов и программ образы и представления, почерпнутые из религиозной традиции, а иногда их лидеры пытаются создать собственную новую религию или культ, который, по их мнению, лучше соответствует их политическим идеалам. Например, во время Французской революции 1789 г. якобинцы в период своей диктатуры пытались навязать народным массам «религию разума» с праздниками и богослужениями.

От таких движений следует отличать чисто религиозные по своей природе и целям движения, направленные либо на «очищение» традиционных религиозных институтов, либо на формирование новых, более адекватных эпохе. Например, таким социальным движением была борьба зародившегося протестантизма против господства католической церкви, религиозных институтов, не отвечавших требованиям обновленной социальной реальности. Подобные движения основываются на новой религиозной парадигме, новом понимании сакральных значений, деятельности харизматических лидеров и пророков.

Критерии классификации социальных движений

Все социальные движения, хотя и обусловлены совершенно разными социальными процессами, имеют единый механизм — они перегруппируют и мобилизуют индивидов с целью ориентации их на изменение существующих социальных институтов, структур и поведенческих норм.

Классификация социальных движений осуществляется по разным основаниям. По такому основанию, как преследуемые движением цели, выделяют движения:

  • нормоориентированные, руководствующиеся утилитарными целями, например направленные на улучшение условий труда и повышение заработной платы;
  • ценностноориентированные, мотивирующиеся идеальными целями; для них характерны развитые идеологии, содержащие обоснование их целей и методов, перспективные программы и харизматические лидеры.

По отношению к фундаментальным социальным ценностям выделяют движения:

  • революционные, которые стремятся к полной отмене существующей системы ценностей;
  • реформаторские, которые стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному ее функционированию. К реформаторским относятся аболиционистские движения (за отмену какого-либо закона), экологические (за охрану окружающей среды), феминистские (за равноправие женщин) и др.

По отношению к религии выделяют социальные движения:

  • секулярные (или светские), идеологическое обоснование которых не содержит собственно религиозных идей, и движения, отличающиеся программной антирелигиозностью и атеизмом. Например, Октябрьская революция в России была типично секулярной и атеистической, сопряженной с антицерковными мерами и идейной борьбой против любой религии;
  • религиозные, которые отличаются стремлением осуществить не институциональные изменения, а возрождение или обновление людей изнутри (часто при этом даются обещания будущего спасения). Хотя подобные движения в основном возникают в среде наиболее непривилегированного населения, религиозные секты не стремятся добиться всесторонних социальных перемен; их цель состоит не в изменении мира, а в спасении индивидов от этого мира, приобретающего все более уродливые формы. Как правило, члены таких сект убеждены, что второе пришествие Мессии уже «не за горами» и единственное спасение состоит в обращении в истинную веру и в духовном перерождении.

Социальные движения возникают не только с целью добиться перемен, но и с целью блокировать введение изменений или отменить уже осуществленные изменения — это движения сопротивления. Например, в США после Гражданской войны (1861 — 1865) движение негров южных штатов за свои гражданские права вызвало ответ белого населения — организацию Советов белых граждан и Ку-Клукс-Клана.

Э. Гидденс предложил более простую типологию социальных движений:

  • демократические движения, направленные на сохранение или защиту политических прав;
  • рабочие (профсоюзные) движения, ставящие целью контроль за рабочими местами, охрану экономических и трудовых прав работников, отстаивание более справедливого распределения экономической власти;
  • экологические движения, направленные на ограничение промышленного загрязнения природной среды и истребления живых существ;
  • движения за мир, направленные на отказ от производства и испытания средств массового уничтожения, от силовых методов решения межнациональных конфликтов.

В эту типологию не вошли набравшие в последние десятилетия силу женские движения в защиту прав женщин и детей, движения сексуальных меньшинств за легализацию и связанные с ней права, консервативные и фундаменталистские движения.

Психология социальных движений

Социальное движение — это достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель (связанную с каким-либо изменением социальной действительности). Соответственно, группа людей хочет изменить что-то в мире, изменить отношение к чему-либо. Поддерживающие эту позицию люди, которые имеют желание поспособствовать изменениям, присоединяются к уже функционирующей группе.

Тем не менее, такие единства людей могут быть совершенно разными. Назовем их и дадим примеры.

широкие-глобальные — такие как борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний, за охрану окружающей среды и т.п.локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной социальной группой — такие как группы против использования полигона в Семипалатинске, за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т.д.движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе — такие как за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета

У всех видов социальных движений все-равно прослеживаются общие черты:

Они базируются на определенном общественном мнении, которое подготавливает социальное движение, хотя впоследствии само формируется и укрепляется по мере развития движенияЕсть общая цель — изменение ситуации в зависимости от его уровня: или в обществе в целом, или в регионе, или в какой-либо группеОбщая программа, с той или другой степенью разработанности и четкостиДвижение отдает себе отчет в тех средствах, которые могут быть использованы для достижения целей, в частности в том, допустимо ли насилие как одно из средствДвижение реализуется в той или иной степени в различных проявлениях массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды

Как возникает социальное движение?

Исходным пунктом всякого социального движения является проблемная ситуация. Это означает, что определенные события приносят дискомфорт, вызывают негативные эмоции в обществе. Данная ситуация требует решения. Она одновременно преломляется и в индивидуальном сознании, и в сознании определенной группы: именно в группе достигается некоторое единство мнений, которое и будет «выплеснуто» в социальном движении.

В формировании социального движения важную роль будут играть:

устойчивые социальные представления, сформировавшиеся на протяжении предшествующего развития группыподвижные элементы массового сознания, сформировавшиеся на основе последней информации (часто неполной и односторонней) Из-за того, что в структуре социального движения есть и динамичные подвижные элементы, изменения в лозунгах, задачах и даже целях этого движения порой могут меняться легко и быстро.

Все сложно и непонятно? Простыми словами, социально-активные люди, которые верят, что могут повлиять на что-то в окружающей обстановке, видят проблему (ситуацию, которая их не устраивает). Не важно, проблема это общемировая или просто проблема жилого района. Он присоединяется к группе людей, которые тоже хотят что-то изменить. У них есть общая программа и общая деятельность (например, они печатают плакаты, проводят съезды). Они опираются на последнюю информацию по этой ситуации, но учитывают уже устойчивое мнение по поводу данной ситуации. Таким образом, они принимают решение, как дальше действовать и достигать общей цели.

Не каждому понравится быть активным участником социальных движений, и это нормально. При этом, такие движения имеет много плюсов. Участие в них мотивирует людей, придает жизни смысл, способствует новым знакомствам.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×