Light-electric.com

IT Журнал
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основы net программирования

Основы технологии .NET

Written on 08 Сентября 2006 . Posted in .NET Framework

ОГЛАВЛЕНИЕ

Проблемы, связанные с разработкой Windows-приложений

Представьте себе симфонический оркестр, в котором группам струнных смычковых и ударных инструментов предстоит исполнить свои партии, используя при этом разные варианты партитуры. В таком случае, чтобы исполнить даже простейшую музыкальную композицию, музыкантам пришлось бы приложить героические усилия. Этот пример достаточно хорошо иллюстрирует деятельность разработчиков Windows-приложений. В процессе работы перед разработчиком возникает целый ряд вопросов. Использовать ли в приложении классы библиотеки базовых классов Microsoft (Microsoft Foundation Classes — MFC)? На каком языке писать приложение, на Visual Basic или на C++? Какой интерфейс для работы с базами данных использовать в приложении: открытый интерфейс взаимодействия с базами данных (Open Database Connectivity Interface — ODBC) или интерфейс OLE для баз данных, OLEDB? Использовать в приложении интерфейс модели компонентных объектов Microsoft (Component Object Model — COM) или интерфейс прикладного программирования (API) в стиле языка С? Если выбор сделан в пользу интерфейса модели компонентных объектов Microsoft (COM), какой тогда интерфейс использовать: IDispatch, дуальный (двойственный) интерфейс или только интерфейс с виртуальной таблицей? Какая роль во всем этом отводится Internet? До тех пор пока не появилась платформа .NET, довольно часто проект приложения искажался используемыми в процессе его реализации технологиями, которыми в тот период времени владели разработчики. Или же разработчику приходилось изучать еще одну технологию, которой было суждено через пару лет быть вытесненной следующей.

Развертывание приложения может оказаться трудной и неприятной задачей. В процессе развертывания приложения должны быть сделаны соответствующие записи в системном реестре, который является достаточно хрупким, а его восстановление — нелегкий труд. К тому же не существует хорошей стратегии управления версиями компонентов. Новые версии приложений могут разрушить уже существующие программы и при этом остается лишь догадываться о том, что же собственно произошло. Чтобы избежать проблем, связанных с хранением сведений о конфигурации системы в системном реестре, в других технологиях для этой цели используются метабазы или сервер SQL Server.
Еще одной проблемой в Win32 является безопасность. Существующая модель безопасности тяжела для понимания. Еще более тяжело ее использовать на практике. Многие разработчики просто ее игнорируют. Разработчики, которые были вынуждены использовать существующую систему безопасности, пытались в этой трудной модели программирования делать все от них зависящее. Возрастающее значение безопасности, связанное с развитием Internet, грозит изменить плохую ситуацию на потенциальный кошмар.

Даже там, где компания Microsoft попыталась облегчить процесс разработки приложений, проблемы все еще оставались. Многие системные службы приходилось разрабатывать с самого начала, по существу создавая инфраструктуру приложения, которая имела мало общего с бизнес-логикой. Гигантским шагом в сторону создания служб более высокого уровня стали сервер транзакций корпорации Microsoft (Microsoft Transaction Server, MTS) и COM+. Тем не менее, потребовалась еще одна парадигма разработки приложений. Модель компонентных объектов Microsoft (Component Object Model — COM) сделала возможным настоящее программирование с использованием компонентов. При этом приложение можно было создать достаточно просто с помощью языка Visual Basic. Но такие приложения не обладали достаточной гибкостью. Значительно более мощные приложения можно было создать с помощью языка C++, но при этом нужно было приложить значительные усилия. И это не говоря уже о том, что на языке C++ приходилось постоянно писать (постоянно воссоздавать) повторяющийся каркас (инфраструктуру) приложения. Если бы от этого всего можно было избавиться, скучать за ILJnknown я бы не стал.

Приложения будущего

Даже если бы платформа .NET смогла устранить все проблемы прошлого, этого все равно было бы недостаточно. Постоянный рост требований со стороны клиентов к функциональным возможностям приложений является одним из непреложных законов программирования.
Возможность беспрепятственной работы приложений в разных компьютерных сетях, обусловленная развитием Internet, стала императивом. Функциональные возможности компонентов должны быть доступны также и с других машин. При этом никто из программистов не хочет писать базовый каркас; все они жаждут писать приложения, предназначенные для непосредственного решения проблем своих клиентов.

BestProg

Базовые понятия технологии .NET Framework

Содержание

1. Что являет собой среда .NET Framework ?

.NET Framework служит средой для поддержки, разработки и выполнения распределенных приложений, которые базируются на компонентах (элементах управления).

Приложения (программы) можно разрабатывать на разных языках программирования, которые поддерживают эту технологию.

.NET Framework обеспечивает:

  • совместное использование разных языков программирования;
  • безопасность и переносимость программ;
  • общую модель программирования на базе платформы Windows.
2. Какие основные составляющие .NET Framework ?

С точки зрения программирования, .NET Framework состоит из двух основных составляющих:

  • общеязыковая исполнительная среда CLR ( Common Language Runtime );
  • библиотека базовых классов.

Общеязыковая среда CLR решает задачи автоматического выявления типов .NET , загрузки этих типов и управление ними. Среда CLR осуществляет управление памятью, обслуживание приложения, обработку потоков и реализует многочисленные проверки связанные с безопасностью.

Библиотека базовых классов включает в себя определение разнообразных примитивов, которыми могут быть: потоки, графические API-интерфейсы, реализация баз данных, файловый ввод-вывод и прочее.

3. Какой принцип действия общеязыковой среды выполнения CLR ( Common Language Runtime )?

Общеязыковая среда выполнения CLR управляет выполнением кода .NET .

После компиляции программы на C# (или другом языке) создается файл, который содержит особого рода псевдокод или байт-код (а не исполнительный файл, как было раньше). Этот псевдокод называется Microsoft Intermediate Language ( MSIL ) или Common Intermediate Language ( CIL ). Этот псевдокод есть промежуточным языком Microsoft .

Основное назначение CLR – превратить промежуточный код MSIL в исполнительный код в процессе выполнения программы.

Любая программа, которая скомпилирована в псевдокод MSIL , может быть выполнена в любой среде, которая содержит реализацию CLR . Это обеспечивает переносность программ в среде .NET Framework .

Рис. 1. Процесс преобразования исходного кода в код на языке MSIL ( CIL или IL ) и создание файла сборки ( *.dll или *.exe )

После этого, псевдокод превращается в исполняемый код. Это осуществляет JIT -компилятор. JIT ( Just-in-time ) -компиляция – это компиляция на «лету».

Исполнительная среда CLR отвечает за определение места размещения сборки (assembly).

Запрашиваемый тип, который размещается в сборке (например, класс ArrayList или другой тип), определяется в двоичном файле ( *.dll или *.exe ) с помощью считывания метаданных этого файла.

После этого CLR размещает в памяти считанный из сборки тип.

Затем CLR превращает CIL-код в соответствующие инструкции, которые подстраиваются под конкретную платформу (в зависимости от ПК, операционной системы и т.п.). Кроме того, на этом этапе происходят необходимые проверки на предмет безопасности.

Последним происходит выполнение запрашиваемого программного кода.

4. Что такое промежуточный язык MSIL ( Microsoft Intermediate Language ) или CIL ( Common Intermediate Language )?

Сперва промежуточный язык псевдокода назывался Microsoft Intermediate Language ( MSIL ). Позднее (в последних версиях .NET ) это название было изменено на Common Intermediate Language ( CIL — общий промежуточный язык). Аббревиатуры MSIL , CIL и IL ( Intermediate Language )означают одно и то же.

Промежуточный язык CIL (или MSIL ) формируется после компиляции программы на некотором языке программирования, который поддерживает платформу .NET Framework .

MSIL есть псевдокодом. MSIL определяет набор инструкций, которые:

  • могут переноситься на разные платформы;
  • не зависят от конкретного процессора.

Фактически, MSIL – это язык переносного ассемблера

5. Что такое сборка (assembly) с точки зрения технологии .NET ?

Сборки – это файлы с расширениями *.dll или *.exe , которые содержат независимые от платформы .NET инструкции на промежуточном языке ( Intermediate Language – IL ), а также метаданные типов.

Читать еще:  Язык программирования c история создания

Сборка создается с помощью .NET компилятора. Сборка – это большой двоичный объект.

Сборка предназначена для сохранения пространств имен ( namespaces ). Пространства имен содержат типы. Типами могут быть классы, делегаты, интерфейсы, перечисления, структуры.

Сборка может содержать любое количество пространств имен. Любое пространство имен может содержать любое количество типов (классов, интерфейсов, структур, перечислений, делегатов).

6. Что размещается в сборках?

В сборках размещается CIL -код ( MSIL -код или IL -код) и метаданные.

CIL -код компилируется под конкретную платформу только тогда, если происходит обращение к нему из исполняющей среды .NET .

Метаданные детально описывают особенности каждого типа, который есть внутри данной двоичной .NET единицы.

Например, при создании приложения типа Windows Forms Application в C# создается файл Assembly.info . Этот файл размещается в подпапке Properties относительно основной папки программы. В этом файле указывается общая информация о сборке.

7. Что такое манифест ( manifest )?

Манифест – это описание самой сборки с помощью метаданных.

В манифесте размещается информация:

  • о текущей версии сборки;
  • сведения о культуре (локализация строчных и графических ресурсов);
  • перечень ссылок на все внешние сборки, которые нужны для правильного функционирования.
8. Схема взаимодействия между исходным кодом, компилятором .NET и механизмом выполнения .NET .

Программист создает исходный код приложения на языке, который поддерживает технологию .NET (языке C# , C++/CLI , Visual Basic .NET и т.д.). Приложение создается в некоторой среде программирования, например Microsoft Visual Studio . Компилятор формирует сборку – файл, который содержит CIL -инструкции, метаданные и манифест.

После запуска на выполнение этого приложения на некотором компьютере (некоторой платформе), в работу запускается механизм выполнения . NET . Предварительно, на компьютере должна быть установлена одна из версий (как минимум) .NET Framework .

Если в исходном коде используются библиотеки базовых классов (например из сборки mscorlib.dll ), то они загружаются с помощью загрузчика классов.

JIT -компилятор осуществляет компиляцию сборки с учетом (привязкой) аппаратных и программных особенностей компьютера, на котором происходит запуск приложения.

После этого приложение выполняется.

Рисунок 2. Связь между исходным кодом, компилятором и механизмом выполнения .NET

9. Какие существуют виды сборок?

Существует два вида сборок:

  • однофайловые сборки;
  • многофайловые сборки.

Сборка, которая состоит из одного единого модуля ( *.dll или *.exe ) называется однофайловой. В однофайловых сборках все необходимые CIL -инструкции, метаданные и манифесты размещаются в одном, четко определенном пакете.

Сборка, которая состоит из многих файлов двоичного кода .NET , называется многофайловой. Каждый из этих файлов называется модулем.

В многофайловой сборке один из модулей есть главным ( primary ).

10. В каком файле размещается главная сборка библиотеки MS Visual Studio?

Главная сборка размещается в файле “ mscorlib.dll ”.

11. Что такое общая система типов CTS ?

CTS ( Common Type System ) – система типов, которая содержит полное описание всех возможных типов данных и программных конструкций, которые поддерживаются общеязыковой исполнительной средой CLR . Также здесь описывается то, как эти сущности могут взаимодействовать между собою.

Типами могут быть классы, интерфейсы, структуры, перечисления, делегаты.

12. Какое назначение общеязыковой спецификации CLS?

Как известно, не все языки программирования, которые являются совместимыми с .NET , могут поддерживать функциональные возможности системы типов CTS . Для этого используется общеязыковая спецификация CLS ( Common Language Specification ).

Задачей CLS есть описание только того подмножества общих типов и программных конструкций, которые воспринимаются абсолютно всеми языками программирования, которые поддерживают .NET .

13. Какие языки программирования поддерживают технологию .NET ?

В системе разработки приложений MS Visual Studio технологию .NET поддерживают следующие языки программирования: C# , Visual Basic .NET , C++/CLI , JScript .NET , F# , J# .

Для того, чтобы можно было использовать технологию .NET нужно установить на компьютере программное обеспечение Microsoft .NET Framework Software Development Kit ( SDK ) или Microsoft Visual Studio любой версии.

14. Что такое пространство имен ( namespace )?

Пространство имен предназначено для объединения группы типов, которые связаны между собою с семантической точки зрения. Типы размещаются в сборках ( assembly ). Под типами понимаются классы, делегаты, интерфейсы, структуры, перечисления.

Примеры названий пространств имен:

Например, в пространстве имен System.Data размещаются основные типы для работы с базами данных, в пространстве имен System.Collections размещаются основные типы для работы с коллекциями.

15. Как вывести содержимое сборок, пространств имен и типов в MS Visual Studio ?

В системе Microsoft Visual Studio есть утилита Object Browser , которая вызывается с меню View (рисунок 3).

Рис. 3. Вызов утилиты Object Browser

В результате откроется окно Object Browser , в котором будут отображаться сборки, которые используются в определенной технологии.

На рисунке 4 отображен список сборок, которые отображаются в технологии “ .NET Framework 4 ”. Выделена сборка с именем “ mscorlib ”.

Рис. 4. Окно Object Browser с выделенной сборкой mscorlib.dll

Если раскрыть содержимое сборки mscorlib (знак “ + ”), то будет отображен список всех пространств имен данной сборки (рисунок 5). Как видно из рисунка, сборка включает пространства имен Microsoft.Win32 , System , System.Collections , System.Collections.Concurrent и много других.

Рис. 5. Сборка mscorlib и список пространств имен, которые входят в нее

Аналогично раскрывается любое из пространств имен. В пространствах имен описываются типы. В типах описываются методы, свойства, константы и т.п.

На рисунке 6 изображен класс BinaryReader из пространства имен System.IO . По всей видимости, в классе реализованы методы с именами BinaryReader() , Close() , Dispose() , FillBuffer() и прочие.

Рис. 6. Содержимое класса BinaryReader

16. Как подключить пространство имен в программе на C# ?

Для подключения пространства имен используется ключевое слово using .

Примеры подключения пространств имен:

После подключения пространства имен можно обращаться к типам, которые в них реализованы.

Платформа .NET Framework | CLR via C#

C# является одним из самых востребованных, многофункциональных и активно развивающихся языков программирования на данный момент. С его помощью можно разрабатывать практически любое программное обеспечение, начиная от простых win forms приложений, до крупных клиент-серверных веб-приложений или даже мобильные приложения и компьютерных игры. А работает он на базе платформы .NET Framework. Давайте же разберёмся, что это такое.

Язык программирования C# является относительно свежим, но он уже успел заслужить доверие. Релиз первой версии состоялся в феврале 2002 года. Крайней версией языка на момент написания статьи является C# 7.2, которая вышла 16.08.2017.

Синтаксис языка C# как следует из названия входит в семейство Си-подобных языков и похож на другие популярных языки из этой группы (C++, Java). Поэтому, если вы уже знакомы с одним из этих языков, вам будет значительно проще освоить языком программирования C#.

Так как C# является объектно-ориентированным языком, то он поддерживает наследование, полиморфизм, инкапсуляцию, строгую типизацию переменных, перегрузку операторов и другое. Все эти понятия будут нами подробно рассмотрены в последующих статьях. Благодаря использованию парадигмы объектно-ориентированного проектирования с помощью языка программирования можно достаточно легко разрабатывать масштабные и при этом гибкие проекты. При всем этом регулярно выходят новые версии языка C#, добавляя новую функциональность для упрощения жизни разработчика, увеличения скорости разработки, повышения производительности и надежности прилоежния.

Платформа .NET

.NET Framework – это программная платформа от компании Microsoft позволяющая выполнять разработку на различных языках программирования, так как для всех языков используется единая общеязыковая среда исполнения Common Language Runtime (CLR). Таким образом, основными возможностями платформы .NET являются:

  • Кроссплатформенность – .NET Framework поддерживается большинством современных операционных систем Windows, а также есть возможность создавать приложения поддерживаемые Linux системами, и даже мобильные приложения.
  • Мультиязычность – так как исходный код, написанный на используемом языке программирования, транслируется в общеязыковой Common Intermediate Language (CIL) код, появляется возможность вести разработку на любом поддерживаемом языке программирования, и даже использовать различные языки программирования в одном решении. Наиболее популярными поддерживаемыми языками являются C#, VB.NET, C++, F#.
  • Обширная библиотека классов и технологий – существует огромное количество готовых к использованию библиотек для решения необходимых задач. Зачастую совсем не приходится реализовывать низкоуровневую логику работы приложения, достаточно воспользоваться готовым решением, удобно поставляемым через менеджер пакетов nuget. Кроме того, платформа .NET предусматривает легкую разработку практически любого типа необходимого программного обеспечения.
Читать еще:  Значок безопасное извлечение устройства не работает

Управляемый и неуправляемый код. JIT-компиляция

Управляемый код (managed code) – это код управляемый общеязыковой средой CLR. Это означает, что что управляющая среда имеет возможность приостановить выполнение приложения и получить специфическую информацию о состоянии приложения в любой момент его исполнения. Исходный код используемого языка программирования транслируется в управляемый код CIL (его еще называют высокоуровневым ассемблером).

После создания библиотеки классов или приложения, исходный код продолжает храниться на языке CIL. А при запуске приложения или обращении к библиотеке выполняется Just-In-Time ( JIT) компиляция приложения в машинный код, специфичный именно для того окружения, на котором осуществляется исполнение приложения. При этом важной особенностью является то, что выполняется компиляция только той части приложения или библиотеки, к которой выполняется обращение (ну и связей естественно). Это позволяет увеличить производительность работы системы и экономить ресурсы.

Неуправляемый код (unmanaged code) – это код, транслируемый сразу в машинный исполняемый код и исполняется операционной системой напрямую.

Кроме того, рекомендую прочитать статью Что такое WCF служба. А также подписывайтесь на группу ВКонтакте, Telegram и YouTube-канал. Там еще больше полезного и интересного для программистов.

Иллюстрированный самоучитель по Architecture .NET

ASP.NET. Открытые стандарты и возможность взаимодействия.

Платформа .NET включает также полностью переделанную версию популярной технологии ASP (Active Server Pages), известную теперь под названием ASP.NET. В основе ASP лежит интерпретируемый код сценариев, в который вставлены команды форматирования текста. Код сценариев реализуется на одном из языков с довольно ограниченными возможностями.

А технология ASP.NET позволяет писать код на любом языке, поддерживаемом платформой .NET. К таким языкам относится С#, VB.NET, JScript и C++ с управляемыми расширениями. Поскольку полученный при этом код является компилируемым, интерфейсный код может быть отделен от бизнес-логики и помещен в отдельный файл.

Технология ASP.NET предоставляет в распоряжение разработчиков Web-формы, которые чрезвычайно упрощают создание пользовательских интерфейсов при программировании в Web.

Перетаскивание (drag and drop) позволяет очень легко создавать макеты форм в среде Visual Studio .NET. Затем можно добавить код для обработки события формы, например, щелчка.

В технологии ASP.NET реализовано автоматическое определение функциональных возможностей браузера. Если браузер обладает широкими функциональными возможностями, обработка кода может быть выполнена на стороне клиента. В случае использования менее мощного браузера, обработку кода выполняет сервер, который затем генерирует стандартную HTML-страницу. Все эти процессы происходят достаточно прозрачно для разработчиков, использующих технологию ASP.NET.

В процессе создания Web-приложений использование Web-служб вместе с полнофункциональными компилируемыми языками программирования, такими как С#, VB.NET и управляемый C++, позволяет широко применять модели объектно-ориентированного программирования. Достичь этого при помощи языков подготовки сценариев, применяемых в ASP, и компонентов, построенных на основе модели компонентных объектов Microsoft (Component Object Model, COM) было бы невозможно.

Открытые стандарты и возможность взаимодействия (функциональная совместимость)

Современная вычислительная среда состоит из множества аппаратных и программных систем. В качестве компьютеров могут использоваться мэйнфреймы и высокопроизводительные серверы, рабочие станции и персональные компьютеры, маленькие мобильные устройства, такие как карманные компьютеры, часто называемые персональными цифровыми помощниками (Personal Digital Assistance, PDA) и даже сотовые телефоны.

К числу используемых операционных систем принадлежат традиционные операционные системы, под управлением которых работают мэйнфреймы, различные клоны операционных систем Unix, Linux, несколько версий операционной системы Windows, операционные системы реального времени и специальные операционные системы, наподобие PalmOs, предназначенной для управления мобильными устройствами. На практике используются различные языки программирования, различные базы данных, различные инструментальные средства разработки приложений, а также различное промежуточное программное обеспечение (программное обеспечение, содействующее процессам обмена информацией между клиентом и сервером).

В современной вычислительной среде очень немногие приложения являются самодостаточными островами. Даже небольшие обособленные приложения, развернутые на отдельном ПК, могут использовать Internet при регистрации программного продукта или для получения обновлений к нему. Ключом к функциональной совместимости приложений является применение существующих стандартов. Поскольку, как правило, приложения работают в сети, ключевым стандартом является протокол, используемый для обмена данными.

Записная книжка программиста-новичка, C#, SQL, PHP и все-все-все

Я ведь это уже делал, но хрен теперь найдешь тот кусок кода, гуглим снова… Где бы найти простое и понятное руководство для начинающего, а не тонкости для мега-гуру?

Навигация по записям

Самоучитель по C# для начинающих. 01. Основы языка, переменные, логика, циклы.

1.1 Начальные понятия

Данный самоучитель рассчитан на людей, совершенно не знакомых с программированием, но способных скачать, установить и запустить программу — в данном случае Visual Studio 2010 (2008,2012). В первой части я кратко расскажу о основах языка C#. Формат самоучителя подразумевает краткое и упрощенное изложение — за подробностями касательно отдельных функций и классов обращайтесь в гугл и msdn, за продвинутыми методиками программирования в продвинутые книги. В принципе почти всю информацию можно найти в интернете, надо лишь знать что искать, так что в отличие от классических книг на несколько сотен страниц я буду давать ту основу, зная которую вы уже сможете сформулировать поисковый запрос — ни в одном разделе я сознательно не даю полной и исчерпывающей информации, ее место в документации. Крайне желательно знать английский язык хотя бы на уровне чтения со словарем — в англоязычном интернете информации на порядок больше, невероятно полезные сайты вроде StackOverflow не имеют русских аналогов, а русскоязычные форумы и обсуждения чаще всего напоминают знаменитый анекдот (под американским форумом можно смело понимать англоязычный с немцами, индусами и бразильцами):

Чем отличаются русский, американский и еврейский форумы?
— на американском форуме вы задаете вопрос и вам дают ответ
— на еврейском форуме вы задаете вопрос и вам задают встречный вопрос
— на русском форуме вы задаете вопрос и вам долго объясняют почему вы такой мудак.

Современные языки программирования вообще и C# в частности скрывают многие низкоуровневые особенности работы компьютеров, так что детально разбираться в особенностях работы регистров процессора и тому подобной зауми новичку не надо (99% программистов тоже). Но некоторые вещи стоит держать в уме.

Что такое язык программирования? Это язык, который понимает компьютер. (ваш Капитан Очевидность) Но на самом деле компьютер понимает только нули и единицы. Так что любой современный язык программирования на самом деле промежуточен — после того как вы напишете программу, он переводится на настоящий язык компьютера — компилируется. Таким образом сначала мы пишем программу на языке программирования в обычном текстовом файле, потом компиллируем в двоичный язык компьютера.

Читать еще:  Язык программирования c с нуля

С# в этом плане еще сложней — сначала ваша программа на C# переводится в специальный промежуточный язык — байт-код, после чего уже этот промежуточный язык переводится в двоичный код. Промежуточный язык рассчитан на специальный набор промежуточных программ, которые надо установить на компьютер перед запуском программы на C# — .Net Framework.

Схема работы .Net и C#

Таким образом мы:

1. Пишем код на языке C# в обычный текстовый файл

2. Компилируем программу в байт-код с помощью компилятора C# (1 и 2 можно делать без Visual Studio, например набрать исходный текст в Блокноте и скомпилировать через командную строку)

3. Запускаем полученную программу на компьютере, где уже установлен .Net Framework соответствующей версии), который переводит программу в двоичный код и собственно запускает, давая доступ к компьютеру. (соответственно на компьютере без Net Framework программа не запустится вообще).

1.2 Привет мир

Перейдем к практике, для создания самой простой программы мы запустим Visual Studio и выполним следующее:

1. Пойдем в меню File-New Project (Файл — Новый проект) или сразу кликнем на Create New Project

2. Выберем шаблон Console Application (Консольное приложение)

3. Выберем каталог на диске, где будет расположен наш проект

4. Добавим две строчки в текст программы, чтобы он выглядел вот так

4. Нажмем F5 (можно выбрать в меню Debug — Start Debugging ) и увидим черное окошко с нашим Привет мир, которое закроется после нажатия Enter.

Что это и зачем оно надо? В теории это программа без кнопок и меню, которой можно управлять через командную строку. В наше время такие программы используются редко, в основном очень продвинутыми сисадминами или в мире Linux (что в принципе одно и то же), но знать об их существовании полезно — программисту может довестись с такой работать или даже писать. Нам она нужна по одной-единственной причине — такая программа меньше всего будет отвлекать от изучения универсальных особенностей языка C#.

В самом простом случае (это про нас) компьютер последовательно выполняет команды программиста — одну за другой:

System.Console.WriteLine(«Привет мир!»); — выводит в консоль (то самое черное окно) строку «Привет мир»»

System.Console.ReadLine(); — читает строку, которую мы вводим (ввод завершается нажатием Enter) и переходит к следующей команде.

Так как следующей команды нет, программа завершает работу и закрывает окно.

1.3 Простые переменные

Обычно программы используются для хранения и обработки какой-то информации. Например списока покупателей магазина, сотрудников фирмы или героев и монстров в компьютерной игре. При работе программы все ее данные хранятся в переменных. Переменные и сама программа хранятся в оперативной памяти.

Переменную можно рассматривать как ящик или сумку для данных. Однажды сделав такой ящик мы можем класть в него разные вещи. Само собой на нижнем уровне абсолютно все данные хранятся в виде нулей и единиц, но языки высокого уровня скрывают от нас ненужные сложности. Под каждый тип данных — строку, число, картинку — нужен ящик соответствующего типа, вы ведь не будете складывать деньги, спички, бензин и котят в одну и ту же коробку. Так что у каждой переменной есть тип, который надо указать при ее создании. Тип одновременно описывает и размер переменной — сколько данных в нее можно сложить.

Есть языки программирования, в которых переменные не делятся на типы. Что происходит с котятами в таком случае вы узнаете чуть позже, в разделе про обработку ошибок.

— int, целое число от -2,147,483,648 до 2,147,483,647
— string, строка
— double, число с дробной частью и переменным количеством знаков после запятой, например 1.38 принимает значения от -1,79769313486232 в 308 степени до 1,79769313486232 в 308 степени. Проще говоря очень большие.
— decimal, число с дробной частью и повышенной точностью рассчетов, специально для финансовых операций — в миллионных и более мелких долях float могут накапливаться мелкие ошибки, банки это не любят
— bool — специальный тип для передачи данных об истинности или ложности, принимает только два значения — true или false. В старых языках вместо него использовали int с значениями 1 и 0, но это было менее наглядно и приводило к ошибкам.

Как уже говорилось выше очень часто программы обрабатывают данные о людях. Попробуем это сделать и мы.

Не забудьте запустить по F5 и посмотреть результаты.

Здесь мы объявляем две переменные-строки, оставляем их пока пустыми, объявляем набор переменных с данными о людях, склеиваем из них одну большую строку и заносим в первую переменную-строку, заносим в тот же самый набор переменных другие данные, склеиваем все вместе и заносим в другую строку и только после этого выводим две финальные строки на экран.

Стоит обратить внимание на склеивание нескольких строк в одну с помощью +. Больше информации можно найти здесь, подробное описание всевозможных издевательств над строками — здесь.

1.4 Арифметические операции

Компьютеры почти всегда что-то считают. Собственно само слово computer означает вычислитель. В этой области даже самый слабенький процессор намного превосходит человеческий мозг.

Почему произошло столь странное недоразумение с дробным числом во второй раз? Все дело в том, что внутри одной строки мы выполнили сразу несколько операций. А в каком порядке они выполняются? В порядке приоритета. И у оператора присваивания =, который записывает данные в переменную, этот приоритет один из самых низких

Сначала выполнилось деление двух целочисленных переменных a и b и только после этого целый результат деления записался в дробную переменную doubleResult.

Небольшое отступление:
В дальнейших примерах кода подразумевается, что вы самостоятельно вставите их внутрь

1.5 Управление и логика

На данный момент наша программа не отличается умом — Скайнет из нее не получится, уничтожение человечеству не грозит. Мы просто выполняем команды по очереди, одну за другой, а хотелось бы принимать решения в зависимости от внешних условий — например «если есть возможность, уничтожить всех людей, иначе работать над созданием такой возможности». Делается это с с помощью специальной конструкции если-иначе, или, на родном для C# английском if-else и специальных операторов сравнения:

  • — величина слева больше
  • = — меньше либо равно и больше либо равно
  • == — просто равно, обратите внимание, что равенство очень похоже на оператор присваивания, который записывает значение в переменную = — не путайте их, равенство — это двойное «равно»
  • != — не равно
  • и другие

Компьютерная логика проста — высказывание или результат сравнения может быть либо истиной либо ложью, либо true либо flase, либо уничтожать человечество либо нет. Третьего компьютеру не дано. Для хранения таких данных существует специальный тип данных — логический — bool — который может принимать только два значения (догадываетесь какие?). Если вы хотите чего-то посложней и похардкорней — то все вместе это булева алгебра, изучайте и просвещайтесь.

Нам важно понять, что любая операция сравнения, на пример 2

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector